Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию Миорского райисполкома

Государственное учреждение образования
"Миорский районный социально-педагогический центр"
Мы рады, что Вы зашли на наш сайт! Здесь Вы  найдёте информацию для педагогов, родителей, детей. Мы расскажем Вам о жизни учреждения, поделимся методическими разработками. Мы рады сотрудничеству в интересах детей! 

Замещающим родителям

Обратите внимание
                           
                                                          Утрата семьи

     Дети, чьи родители лишены родительских прав, переживают двойную жизненную травму: с одной стороны, это плохое обращение в родной семье и негативный жизненный опыт, с другой - сам факт разрыва с семьей.Такую вынужденную разлуку ребенок воспринимает почти как смерть своих родителей. Традиционные представления о том, что дети «маленькие, ничего не понимают», что «им все равно» и «они быстро все забудут» - ошибочны. Дети точно так же, как и взрослые, чувствуют боль утраты близких отношений, но у них гораздо меньше возможностей защищаться, по сути - только один: стараться не думать о том, что с ними случилось.
 
 
      
      Еще одно традиционное заблуждение - считать, что ребенок не может любить родителей, которые так плохо с ним обращаются. А если любит - значит, «сам - ненормальный». Однако сохранение привязанности к родителям как раз является одним из признаков «нормальности» ребенка. Потребность любить и быть любимым естественна для всякого душевно здорового человека. Просто эти дети любят своих родителей не такими, какие они есть, а такими, какими они должны были бы быть: додумывая хорошее и не замечая плохое.

      Детям трудно адекватно оценить причины изъятия их из семьи, и они могут воспринимать это как насилие, а представителей органов опеки - как агрессоров. Но даже тогда, когда перемещение было ожидаемым, дети испытывают страх и неуверенность, чувствуют себя зависимыми от внешних обстоятельств и незнакомых им людей. В соответствии с особенностями характера и поведения, после отобрания из семьи ребенок может быть подавлен, безучастен к происходящему или агрессивен. Но каковы бы ни были его реакции, взрослым нужно помнить: уход из семьи - самое значительное событие из всех, что происходили до сих пор в жизни ребенка. Достаточно спросить себя: «А хотели бы мы оказаться в такой ситуации? Что бы мы чувствовали, лишившись привычного окружения людей и вещей - всего того, что мы называем «своим»?». И сразу исчезают сомнения относительно того, что такое событие может расцениваться кем-либо как «хорошее», потому что «правильно» и «хорошо» - разные понятия.

       Все дети из неблагополучных семей хотят, чтобы их родные родители были нормальными, заботливыми и любящими. Разлука с семьей по сути является признанием того, что для данного ребенка быть любимым своими родителями - невозможно.И утрата семьи, даже если она была неблагополучной, - серьезная травма. Приносящая ребенку боль, обиду на родителей и на «жизнь вообще», чувство отверженности и гнев.
     

       В характере приемного ребенка могут быть черты, про которые смело можно сказать: "это уже не его горе, а мое!". Пожалуйста, помните, исправить все срезу нельзя. Сначала ребенок должен привыкнуть к вам, принять изменения в своей жизни, и только потом он будет меняться сам.

     Вышеприведенное описание относится к сфере внутренних переживаний детей, столкнувшихся с проблемой разрыва близких отношений и необходимостью формирования новых привязанностей. При этом существует четкая динамика в процессе простраивания внешних отношений с теми людьми, которые заботятся о ребенке, и волею обстоятельств становятся для него самыми близкими, в той или иной степени заменяя родителей.

      Большинство детей, чей опыт жизни в семье не был катастрофическим, и чье доверие ко взрослым подорвано не окончательно, ждут новую семью как средство исцеления от одиночества и покинутости, с надеждой на то, что в их жизни все еще будет хорошо.

Однако простого перемещения в новую ситуацию и помощи в переживании утраты не всегда достаточно для того, чтобы «новая» жизнь сложилась хорошо: прошлый опыт, навыки и страхи остаются с ребенком.
                         Как помочь ребенку, пережившему разлуку с семьей.

Определенность: ребенку важно знать, что будет дальше, какие порядки в том месте, куда он попал. Необходимо заранее рассказать ребенку о других членах вашей семьи, показать их фотографии, оказать ребенку его комнату (либо часть комнаты), его кровать и шкаф, куда он может сложить личные вещи, объяснить что это - его пространство. Нужно все время кратко, но внятно рассказывать ребенку о том, что будет дальше происходить:

Утешение: если ребенок подавлен, и проявляет другие признаки горя.

Физическая забота: любимая ребенком еда, спокойный сон, забота о нем.

Инициатива: нужно инициировать положительное взаимодействие с ребенком, проявлять первыми внимание и заинтересованность его делами и чувствами, задавать вопросы и выражать тепло и участие, даже если ребенок кажется равнодушным или угрюмым.

Воспоминания: ребенок может захотеть поговорить о том, что с ним было, о своей семье. Важно поговорить с ребенком. Если его рассказ вызывает сомнения или смешанные чувства, помните - ребенку важнее быть внимательно выслушанным, чем получить совет.

Памятные вещи: фотографии, игрушки, одежда - все это связывает ребенка с прошлым, является материальным воплощением значительной части его жизни. Важно: каждый ребенок, переживший разлуку или утрату, должен иметь что-то на память, и недопустимо выбрасывать это, тем более без его согласия.

Помощь в организации дел: дети часто чувствуют себя растерянными в новом месте и при таких серьезных изменениях в своей жизни. Можно обсуждать и планировать дела вместе, давать конкретные советы по поводу какой-либо деятельности, писать записки-памятки и т.д. Важно: поддерживать ребенка, если он злится на себя за свои промахи: "то, что происходит с тобой - нормальная реакция на ненормальные обстоятельства", "мы справимся" и т.д.
                              Эмоциональная привязанность у воспитанников приемной семьи

       Перемещение из семьи в семью, даже при самых лучших условиях - это время беспокойства для ребенка и  
подростка. У них очень много потребностей в этот период. Эти потребности можно разделить на 5 основных  
категорий:

   1. Потребность в информации:

Детям необходимо знать ответы на следующие вопросы, даже если они не задают их прямо.

-          Кто эти люди, с которыми я буду жить или живу?

-          Буду ли я в безопасности?

-          Что происходит с семьями или семьей, которую я оставил?

-          Увижу ли я еще тех, кого оставил? Когда? Как?

-          Что мне делать, если я плохо себя чувствую, голоден или мне одиноко?

-          Как долго я буду жить здесь?

-          Куда я пойду, если оставлю семью?

-          Кто решает мою судьбу?

-          Как я дам понять тому, кто принимает решения за меня, что я хочу?

-          Что будет со мной?

  2. Потребность в утешении/поддержке

Дети и подростки должны постоянно слышать, что это не они виноваты в том, что теперь находятся в  
замещающей семье, и то, что взрослые должны заботиться о них и защищать их. Они должны чувствовать, что  
здесь они не подвергнутся насилию и оскорблениям, что они могут верить взрослым, которые теперь о них  
заботятся, что их новый дом безопасен для них. Им необходимо знать, что нет ничего страшного, если они  
совершат ошибки. Кроме того, им нужно напоминать, что они значимы и важны

  3. Разрешение испытывать страх, беспокойство, нервозность, злость и пр.

Дети и подростки должны постоянно слышать, даже если они не спрашивают об этом, что они могут испытывать  
злость, беспокойство, грусть или смущение по поводу того, через что они прошли

   4.  Положительная демонстрация своих чувств.

Дети и подростки должны слышать и видеть, что даже если они и испытывают злость, грусть или безумие, они  
должны выражать эти чувства таким образом, чтобы не ранить себя, других членов семьи или имущество.  
Приемные родители, психологи и врачи должны научить детей такому поведению.

  5. Потребность во времени, чтобы привыкнуть и забыть боль.

Детям и подросткам необходимо время на то, чтобы ответить на все свои вопросы и разобраться в своих  
чувствах. Формирование привязанности  требует времени, а формирование сильной привязанности требует еще  
большего времени.

   •Дети должны испытывать привязанность к взрослому, чтобы полноценно развиваться.

    •Дети, подростки и взрослые привязываются к тем, кто удовлетворяет их потребности.

    •Привязанность длится долго и не угасает, несмотря даже на дальние расстояния.

    •Дети и подростки могут по ряду причин привязываться к взрослым, которые оскорбляют их и плохо к ним  
относятся.

    •Замещающие родители должны помочь детям привязаться к кровной семье, чтобы они могли вернуться в нее.  
Если воссоединение семьи невозможно, привязанность к кровным родителям поможет зародиться чувству  
привязанности к приемной семье.  

    •Детям и подросткам с проблемами привязанности необходима особая помощь для развития у них  
ответственности, логического мышления, способности контролировать свои эмоции, повышения чувства  
собственного достоинства, улучшения отношений с другими людьми, понимания себя лучше и уменьшения  
проблем в развитии.

    •Приемные родители совместно с социальными работниками могут помочь детям развить и сохранить  
привязанность, опираясь на реалистичные ожидания и измеряя успех не теми целями, которые были достигнуты,  
но шагами, которые были проделаны для достижения каждой из целей.

Список признаков здоровой привязанности, которые следует оценивать для определения того, существуют ли у  
ребенка особые потребности.

Развитие ответственности:

-          чувствует себя виноватым, испытывает стыд или беспокойство после того, как сделал что-то, что ранит  
других;

-          признает свою ответственность за что-то не так сделанное.

Контролирование эмоциональных вспышек:

-          сам ставит ограничения своего поведения;

-          думает и планирует на будущее;

-          думает о последствиях.

Чувство собственного достоинства:

-          демонстрирует чувства гордости и достоинства;

-          принимает похвалу;

-          умеет веселиться.

Взаимодействие с другими людьми:

-          ласков и приветлив с другими, умеет правильно реагировать на теплоту;

-          требует внимания образом, соответствующим его возрасту и ситуации;

-          не пытается контролировать все ситуации;

-          не ставит себя в ситуации конфликта с другими детьми или подростками;

-         ведет себя в соответствии со своим возрастом.

Самосознание:

-          понимание собственных чувств;

-          понимание чувств других людей;

-          выражение своих чувств.

Мышление:

-          понимание причинно следственных связей;

-          способность думать логически;

-          способность мыслить абстрактно;

-          понимание места и времени.

Развитие:

-          умение проделывать мелкие и крупные движения;

-          хорошо развиты речь и слух;

-          демонстрация соответствующего возрасту эмоционального, умственного и физического развития.

       Дети должны испытывать чувство привязанности. Просто потому, что должны. Они не могут  
полноценно развиваться без чувства привязанности к взрослому, т.к. их чувство безопасности, их  
восприятие мира, их развитие зависит от него.

                         
                                    Памятка по составлению отчёта опекуна (попечителя) о расходовании  
денежных средств,       полученных на содержание несовершеннолетних

1. При составлении отчёта опекуна (попечителя) о расходовании денежных средств, полученных на содержание  
несовершеннолетних (пенсий, пособий), руководствоваться Постановлением Совета Министров Республики  
Беларусь от 28.10.1999 г. №1677 «Об утверждении Положения о порядке управления имуществом подопечных»,  
Законом РБ от 21.12.2005 года №73-3 «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без  
попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с  
изменениями и дополнениями.
2.  Отчёт составляется ежеквартально (приказ начальника отдела образования Миорского райисполкома от  
21.03.2011 г. №64 «Об отчёте расходования денежных средств опекунами и попечителями»).
3.  В отчёте необходимо указывать сумму денежных средств, потраченных на приобретение:
- продуктов питания;
- одежды (указывать конкретно, что приобретено и на какую сумму: например, платье - 50 рублей, спортивный  
костюм - 60 рублей и др.);
-  обуви (указывать конкретно, что приобретено и на какую сумму: например, туфли - 60 рублей, сапоги зимние - 70  
рублей и др.);
-  канцелярских принадлежностей;
-  книг, периодических изданий, учебных пособий;
-  игрушек, развивающих игр;
-  предметов личной гигиены;
- мягкого инвентаря (указывать, что приобретено и на какую сумму: постельное бельё, подушки, одеяло,  
полотенце, матрас, покрывало);
-  карманные деньги (по достижении детьми 7 лет);
-  лекарства, в т.ч. витаминов;
-  оплату питания в школьной столовой;
-  оплату услуг репетитора;
-  оплату услуг МТС  (при наличии мобильного телефона);
-   оплата Школы искусств, дошкольного учреждения;
-  экскурсии (указывать куда);
-  бытовые услуги (парикмахерская, ремонт обуви, услуги прачечной);
-  другие расходы (указывать, что приобретено и на какую сумму).
4. В случае приобретения для несовершеннолетних имущества (мебели, бытовой техники, компьютера, велосипеда  
и др.) за счёт средств, получаемых на их содержание, опекуны (попечители) обязаны указать о совершённой  
покупке в отчёте, т.к. в данном случае составляется опись имущества подопечного или дополнительно вносятся  
данные о приобретённом имуществе в опись имущества, составленную ранее.
5. Если вся сумма, предназначенная на содержание несовершеннолетнего, не потрачена, необходимо указывать  
остаток суммы (в дальнейшем из накопленных остатков можно купить дорогостоящую вещь, остаток суммы  
можно внести в банк на имя подопечного, указав данные о внесённой сумме, названии банка и номере счёта  
подопечного).
6.  Рекомендуется пенсию по случаю потери кормильца вносить в банк на имя подопечного (опекунские,  
приёмные семьи). В этом случае в описи имущества подопечного указываются данные о внесённой сумме,  
названии банка и номере счёта подопечного.
7.  Пенсия (по случаю потери кормильца, инвалидности) перечисляется на счета, открываемые на имя  
воспитанника детского дома семейного типа в банках, в порядке, установленном законодательством  
Республики Беларусь для детей, находящихся на государственном обеспечении (постановление Совета Министров  
Республики Беларусь от 28 февраля 2006 г. № 289 «Об утверждении Положения о детском доме семейного типа» с  
изменениями и дополнениями).
8.  Опекуны (попечители) должны регулярно вести учёт полученных и потраченных денег на содержание  
подопечных (записи в тетради, на электронных носителях, наличие подтверждающих чеков и др.), что поможет  
при составлении отчёта.
9.   Отчёт опекуна (попечителя) утверждается в г. Миоры начальником отдела образования, спорта и туризма, в  
других населённых пунктах - председателями сельгорисполкомов.
10.  Утверждённый отчёт опекуна (попечителя) хранится в личном деле подопечного в секторе охраны детства  
отдела образования, спорта и туризма Миорского РИК.
11. При установлении факта использования опекуном (попечителем) денежных средств, полученных на содержание  
несовершеннолетних, в личных интересах органы опеки и попечительства отстраняют опекуна (попечителя) от  
опекунских обязанностей и передают материал прокурору.

                                                       Советы родителям по преодолению школьных  
Правило первое: не бей лежачего.  
      Не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Оценку своих знаний ребенок уже получил, и дома от  
своих родителей он ждет спокойной помощи, а не новых попреков. Ребенку очень хочется быть в ваших глазах  
хорошим. Если быть хорошим не получается, ребенок начинает врать и изворачиваться, чтобы быть в ваших  
глазах хорошим.
Правило второе: не более одного недостатка в минуту.
     Что бы избавить ребенка от недостатков, замечайте не более одного в минуту. Знайте меру. Иначе ваш ребенок  
просто «отключится», перестанет реагировать на такие речи, станет нечувствительным к вашим оценкам.  
Сдерживать себя очень трудно, но по возможности  выберите из множества недостатков ребенка тот, который  
сейчас для вас особенно непереносим, который вы хотите ликвидировать в первую очередь, и говорите только о  
нем.
Правило третье: за двумя зайцами погонишься  
      Посоветуйтесь с ребенком и начните  с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для  
него самого. Здесь вы скорее встретите понимание и единодушие. Если вас обоих беспокоит, прежде всего,  
скорость чтения, не требуйте от ребенка одновременно и выразительности, и пересказа.
Правило четвертое: хвалить исполнителя, критиковать исполнение.  
        Оценка должна иметь точный адрес. Ребенок обычно считает, что оценивают всю его личность. В ваших  
силах помочь отделить оценку его личности от оценки его работы. Адресовать к личности надо похвалу.  
Положительная оценка должна относиться к человеку, который стал чуточку более знающим и умелым. Если  
благодаря такой вашей похвале ребенок начнет уважать себя за эти качества, то вы заложите еще одно важнейшее  
основание желания учиться. А вот критика должна быть, возможно, более безличной: «Такие задачи надо решать  
не в одно действие, а в два». Эта форма отрицательных оценок стимулирует исправление ошибок, но не  
сказывается отрицательно на отношении ребенка к знаниям, его вере в успех. Сочувствуйте своему ребенку, если  
он долго трудился, но результат его труда не высок. Объясните ему, что важен не только результат, а и знания,  
которые он приобретает в результате ежедневного упорного труда.
Правило пятое: сравнивать сегодняшние успехи  ребенка с его собственными вчерашними неудачами.  
       Не надо сравнивать достижения ребенка с нормами оценивания или успехами других учащихся. Ведь даже  
самый малый успех ребенка - это реальный успех, победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по  
заслугам.
Правило шестое: не скупитесь на похвалу.
       Нет такого «двоечника», которого не за что было бы похвалить. Выделите из потока неудач крошечный  
островок, соломинку успеха, и у ребенка возникает плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и  
неумение. Ведь родительские: « Не сделал, не старался, не учил» порождают эхо: «Не хочу, не могу, не буду!»
Правило седьмое: техника оценочной безопасности.
      Оценивать детский труд надо очень, дробно, дифференцированно. Здесь не годится глобальная оценка, в  
которой соединены плоды очень разных усилий ребенка - и правильность вычислений, и умение решать задачи  
определенного типа, и грамотность записи, и внешний вид работы. При дифференцированной оценке у ребенка нет  
ни иллюзии полного успеха, ни ощущения полной неудачи. Возникает самая деловая мотивация учения: « Еще не  
знаю, но могу и хочу знать».
Правило восьмое: ставьте перед ребенком  вполне конкретные и реальные цели.  
      Тогда он попытается их достичь. Не искушайте ребенка невыполнимыми целями, не толкайте его на путь  
заведомого вранья. Если он сделал в диктанте девять ошибок, не берите с него обещания постараться  в  
следующий раз написать без ошибок. Договоритесь, что их будет не более семи, и радуйтесь вместе с ребенком,  
если это будет достигнуто.
Правило девятое: ребенок должен быть не объектом, а соучастником оценки.
       Ребенка нужно учить самостоятельно, оценивать свои достижения. Умение себя оценивать является  
необходимым компонентом умения учиться - главным средством преодоления  учебных трудностей. Приучение  к  
самооценке начните ее дифференциации. Самооценка ребенка, воспитанного на принципах безболезненного  
оценивания, сделает его относительно защищенным от сурового несовершенства школьной отметочной системы.  
Отдельной отметки заслуживает красота, скорость выполнения, ошибки на «невнимание» и ошибки «на правила» и  
то, что ребенок сел за уроки вовремя и без напоминаний.
Правило десятое: оценка должна выражаться в каких- либо зримых знаках.   
      Очень важно, чтобы оценка выражалась не только на словах, но была материализована в каких-то зримых  
знаках. Для этого используйте «линеечки», графики, таблицы и т.д., которые помогут наглядно сравнивать  
вчерашние и сегодняшние достижения ребенка.  


                                                                   Выбор профессии  

Выбор профессии - задача не из легких даже для взрослых людей, обладающих определенной личностной  
зрелостью. Еще более она сложна для старшеклассников, поэтому помощь законных представителей в ее решении  
просто неоценима. Ведь именно они лучше чувствуют и знают ребенка, наблюдают его характер, привычки и  
интересы в течение многих лет, да и просто готовы прийти на помощь первыми.
    Задумываясь о выборе будущей профессии для  ребенка, ставили ли Вы перед собой следующие вопросы:
-   Какие интересы и склонности Вы отмечаете у ребенка?
-   Соответствует ли выбранная им профессия особенностям его темперамента?
-   Что Вы делаете для развития профессиональных интересов у воспитанников?
-   Кем  хочет стать ребенок?
-   Чем  Вы советуете ему заниматься после окончания школы (где учиться, где работать)?
-   Согласен ли несовершеннолетний с Вашим советом? А если не согласен, в чем причины разногласий?
-   Как Вы оцениваете возможность найти работу по профессии, которую мечтает получить  ребенок?
       Анализируя ответы на эти вопросы, Вы сможете лучше понять ребенка, помочь ему осуществить выбор  
профессии, которая его не разочарует, спланировать его профессиональное будущее в современном мире.  

ПРИНЦИПЫ, КОТОРЫМИ ДОЛЖЕН РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ ЧЕЛОВЕК, ВЫБИРАЮЩИЙ  
ПРОФЕССИЮ

ПРИНЦИП СОЗНАТЕЛЬНОСТИ. Правильно выбрать профессию может человек, четко осознавший:  
  что он хочет (осознающий свои цели, жизненные планы, идеалы, стремления, ценностные ориентации);
  что он есть (знающий свои личностные и физические особенности);
  что он может (знающий свои склонности, способности, дарования);
  что от него потребует работа и трудовой коллектив.
ПРИНЦИП СООТВЕТСТВИЯ. Выбираемая профессия должна отвечать (соответствовать) интересам,  
склонностям, способностям, состоянию здоровья человека и одновременно потребностям общества в кадрах.
ПРИНЦИП АКТИВНОСТИ. Профессию надо активно искать самому. В этом большую роль призваны сыграть:  
практическая проба сил в кружках, секциях, на факультативах; чтение литературы, экскурсии, встречи со  
специалистами, посещение учебных заведений в «Дни открытых дверей», самостоятельное обращение к психологу  
или профконсультанту.
ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ. Отражает идею необходимости развивать в себе такие качества, которые нужны для  
любой профессии. Это - психические процессы (мышление, память, внимание) и следующие черты характера:  
трудолюбие, добросовестность, прилежность, организованность, исполнительность, самостоятельность,  
инициативность, умение переносить неудачи, выдержка, настойчивость.


                                                             Как выбрать профессию?

1. Проанализируйте три основных фактора, чтобы найти оптимальные варианты и реализовать  
профессиональный план в действие.
Фактор «ХОЧУ»
Правило первое. Поговорите с ребенком о профессиях и помогите ответить на следующие вопросы:
1) Что ему (ей) нравится, интересно, чем хотелось бы заниматься в будущем?
2) Что привлекает в данной профессии?
             а) «модная» профессия;  
             б) ребенок считает, что у него есть к этой профессии особые способности;
             в) недавно он (она) посмотрел (а) фильм, где главным героем был представитель той или иной профессии.
Основная задача здесь - побудить ребенка к самонаблюдению и самоанализу.  
Правило второе. Не критикуйте выбор ребенка.
Лучше расспросить - что его (ее) привлекает в данной профессии, т.к. на критику очень часто может  
последовать обратная реакция - ребенок станет доказывать вам (а заодно, и себе!), что его выбор самый лучший  
и правильный. И лишь укрепится в своем мнении.
Оставьте разговор на какое-то время, потом, как бы невзначай, «обнаружить», например, в рейтинге  
профессий, что его выбранная им специальность стоит в самом низу по спросу на рынке труда.  
Фактор «МОГУ»
Правило третье. Самим законным представителям отчетливо понимать - на что способен ребенок.
Есть ли у него ограничения. Медицинская статистика утверждает, что большинство подростков в  
возрасте 16-17 лет имеют заболевания, которые ограничивают их в выборе некоторых профессий. И это вовсе не  
обязательно профессии, предъявляющие повышенные требования к здоровью, такие как летчик или военный.
Например, если у ребенка плоскостопие (всего лишь, как подумают многие) ему не рекомендованы профессии  
связанные с долгим стоянием на ногах, а таких профессий очень много - и вовсе не обязательно у станка,  
преподаватель тоже очень много времени проводит стоя. И это один лишь пример. А аллергии? Или  
неврологические проблемы, которыми страдают очень многие? Например, быстрая утомляемость  и сниженное  
внимание?
Достаточно ограничений могут добавить психологические проблемы!
Получится ли хороший менеджер из неуверенного человека, боящегося принять решение, избегающего  
ответственности?  
Сможет ли вести переговоры человек, который боится или не умеет внятно изложить свою точку зрения?  
И если он плохо понимает собственные мотивы и мотивы другого человека, вряд ли его ждет успех в работе с  
людьми. К счастью, многие психологические проблемы исправляются проще, чем медицинские.
Но «может» - это не только об ограничениях, связанных со здоровьем. Ведь некоторые дети имеют,  
наоборот, выдающиеся способности в различных областях знаний, искусстве, спорте. И надо подумать, где эти  
способности могут быть наиболее успешно применены.  
Пока мы говорили о «хочу» и «могу». И то и другое относится к внутренним факторам, т.е. к самому  
ребенку. А теперь поговорим о третьей области - «целесообразно или надо», которая зависит так же и от  
внешних факторов.  
Фактор «НАДО»
Где способности ребенка могут быть востребованы?
Предположим, ваш ребенок мечтает о профессии юриста. Смотрит фильмы об адвокатах, на уроках  
выступает, изучает книги по логике и риторике. При этом понимает, что сразу после университета его вряд ли  
ждет адвокатура. Придется поработать лет 5 следователем или рядовым юристом. Т.е. вполне адекватно  
оценивает свою карьеру, по крайней мере, на несколько лет вперед. И при этом вы где-то прочитали, что в  
стране отмечается «перепроизводство» юристов. Понятно, что им будет труднее найти работу, может  
упасть уровень их зарплат. Тем не менее, юристы все равно будут нужны, а ваш ребенок, с его  
заинтересованностью и целеустремленностью, похоже, имеет все основания преуспеть в этом деле. Так пусть  
дерзает!
Или напротив, вы видите, что увлечение девочки, скажем, дизайном одежды достаточно случайное, она не  
очень-то представляет всех сложностей этой профессии, и не хочет о них задумываться. Не понимает, что  
после окончания ВУЗа, вероятно, придется поработать на производстве, а отнюдь не в модной дизайн - студии.  
Да и характер у нее не тот, чтобы пробиваться в этих весьма специфических и непростых джунглях под  
названием «мир моды». В этом случае имеет смысл мягко подбрасывать развенчивающую миф информацию.
2. Обозначьте несколько альтернативных вариантов профессионального выбора.
3. Оцените вместе с подростком достоинства и недостатки каждого варианта.
4. Помогите исследовать шансы его успешности в каждом выборе и просчитать последствия каждого варианта.
5. Продумайте вместе с ребенком запасные варианты на случай затруднения в реализации основного плана.  

При выборе профессии также можно руководствоваться следующим планом:
Шаг 1. Помогите ребенку разобраться в самом себе, своих интересах, определите сферу деятельности, которая  
является наиболее предпочтительной.
Мир профессий огромен, и, чтобы в нем не заблудиться, его условно поделили на 5 сфер:
Человек - Человек (работа с людьми).
Человек - Техника (работа с механизмами, машинами).
Человек - Природа (работа с животными, растениями).
Человек - Знаковые системы (работа со «знаками» : цифры, чертежи, схемы).
Человек - Художественный образ (создание произведений искусства, творчество).
Шаг 2. Каждая сфера деятельности включает в себя массу профессий. Составьте список профессий, которые   
нравятся ребенку больше других, подробно изучите их. Подумайте, чем занимаются люди той или иной  
профессии?
Проанализируйте  список по следующему плану:
- Выбираемая профессия и будущий род занятий;
- Выбираемая профессия и жизненные ценности;
- Выбираемая профессия и жизненные цели;
- Выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности;
- Желательный уровень профессиональной подготовки;
- Выбираемая профессия и способности;
- Желательный характер и условия работы.
Шаг 3. Список профессий составлен. Какую из них предпочесть? Тщательно взвесьте  возможности овладения  
той или иной профессией.
Существуют  требования самой профессии к человеку. Проанализируйте, достаточно ли у ребенка  
профессиональных качеств, интеллектуальных способностей, соответствующих данной профессии. Чтобы  
разобраться в этом, необходимо обратиться за помощью к психологу - профконсультанту.
Проверьте, нет ли  медицинских противопоказаний к освоению выбранной профессии.
Шаг 4. Проконсультируйтесь со специалистом службы занятости, пользуется ли спросом выбранная  
профессия на рынке труда. Иначе, затратив время и усилия на овладение профессией, ваш ребенок может остаться  
без работы.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        
Шаг 5. Проанализируйте и проверьте результаты. Убедитесь в правильности Ваших размышлений, обсудите  
решение  в семье.
                                                          «Книга Жизни»

Каждый человек имеет право на свою историю.
        Очень трудно расти и становиться психологически здоровым взрослым человеком без какого-либо представления об истории своей жизни. Традиционно семья является хранителем знаний о жизни ребенка.
       Дети, лишённые семей, из которых они происходят родом, не обладают ежедневным доступом к источнику информации касательно их личной истории. Вследствие этого им труднее развить стабильное ощущение своего «Я» и понять, как прошлое влияет на их настоящее поведение. Без этого знания им сложнее осуществлять осознанные выборы и брать на себя ответственность за свои поступки. По всем указанным причинам мы полагаем, что у каждого ребенка должна быть своя «Книга жизни». Никогда не рано и никогда не поздно начать ее делать вместе с самим ребенком.
       «Книга жизни» предназначена для того, чтобы дать ребенку возможность понять важные события прошлого, столкнуться с чувствами по отношению к этим событиям, и стать более вовлеченными в планирование своей будущей жизни.
О чем идет речь в «Книге жизни»?

          «Книга жизни» - это рассказ о жизни ребенка, переданный словами, картинками, фотографиями и документами. В каждой «Книге жизни» должны быть упомянуты кровные родители ребенка.
          Детям приятно иметь информацию о своем рождении, включая данные о том, сколько они весили, какого роста были, в какой день недели родились, и в каком роддоме. Обязательно надо включить младенческую фотографию ребенка, если таковая имеется. Проблемы со здоровьем или отклонения в развитии, обнаруженные при рождении, также должны быть отмечены.
         Каждая Книга должна включать объяснение, почему и как ребенок остался вне кровной семьи и попал в приемную семью. Взрослые часто скрывают подробности про причины помещения ребенка в учреждение. Это уклонение от сложной, болезненной темы может провоцировать последующие многолетние проблемы. Сам по себе факт колебаний взрослых, надо ли делиться информацией о прошлом ребенка, подразумевает, что для самого ребенка слишком трудно будет совладать с этим. Но ведь что бы ни произошло в прошлом, ребенок уже прожил все это и выжил. Он уже продемонстрировал свою способность к совладанию с трудностями. Факты могут быть представлены ребенку таким образом, чтобы теперь помочь ребенку осознать и принять свое прошлое, благодаря чему возможно повышение самооценки и чувства собственной значимости.
           В «Книге жизни» обязательно должны присутствовать фотографии кровных родителей, если они имеются. Информация о родителях и (братьях/сестрах) должна быть собрана настолько быстро и полно, насколько это возможно. Большинство маленьких детей порой совершают те или иные поступки, расстраивающие родителей в данный момент, но позже воспринимаемые всей семьей как забавные и курьезные, ложащиеся в основу семейных историй. Обсуждение такого поведения дает подтверждение ребенку, что он может и будет меняться по жизни. Конкретные примеры и свидетельства возможности изменений должны присутствовать в «Книге Жизни».
Источники информации
        Члены кровной семьи являются возможным источником получения детских фотографий ребенка, воспоминаний о его раннем детстве, а также другой многообразной информации, если ребенок жил там какое-то время. В этом случае послание к кровным родителям заключается в том, что им есть чем поделиться с ребенком, даже если они не растят его. Просьба приемных родителей о предоставлении фотографий и информации, обращенная к кровной семье, заверяет последних в их важности для жизни ребенка. Эта просьба может быть обращена напрямую, или через посредничество агентства или учреждений, вовлеченных в передачу ребенка в приемную семью.
Каким образом?
      Не существует правильных или ошибочных способов создания «Книги жизни». Как уникальны каждый ребенок и его личная история, также неповторима всякая «Книга жизни». Некоторые дети предпочитают начинать с самого начала, со своего рождения или даже с предшествующих этому событий, включая, например, знакомство их кровных родителей. Другие охотнее начинают с настоящего момента, говоря о семье, в которой живут, школе, друзьях, предпочтениях и неприязнях. Порой дети начинают и с разговора о планах на будущее. В каждом из этих подходов есть свои преимущества.
       Для создания Книги можно использовать фотоальбом с магнитными страницами, или альбомы для рисования, большие тетради с плотными листами. Некоторые вклеивают фотокопированные или напечатанные листы, которые надо потом заполнять.
        Когда ребенок отказывается активно участвовать в создании своей «Книги жизни», взрослым приходится быть более креативными. Можно осуществить поездки к важным местам из жизни ребенка и сделать их фотографии: окрестности тех мест, где он жил; роддом, где родился ребенок; или здание суда, где принималось то или иное жизненно важное решение для ребенка. Это лишь отдельные примеры.
         Если у взрослых нет полной информации, что случается довольно часто, все равно возможно поддерживать интерес ребенка к своей истории, способствуя его попыткам исследовать этот вопрос, рассуждать. Когда высказывания ребенка содержат предположения, такие как: «кажется, будто моя кровная мама все-таки не любила меня так, как мою сестру», то взрослый может отреагировать следующим образом: «Это возможно. Некоторые родители испытывают трудности с тем, чтобы одинаково любить всех своих детей. У меня нет никакой информации о том, было ли или нет такое с тобой. Есть ли у тебя идеи, какие еще причины могли помешать тебе и твоим родителям жить вместе?». Такой ответ предполагает гипотетическое исследование многообразных причин, из-за которых могут возникать проблемы в семье, мешающие ребенку там остаться, что развивает мышление ребенка и его способность рассуждать.
Применение соответственно возрасту
До 4 лет: Родители могут использовать Книгу Жизни приемного ребенка как расширенный вариант альбома истории жизни младенца. Глядя на фотографии, говоря о своем первом впечатлении при виде ребеночка, или обсуждая первую встречу с кровными родителями, если таковое имело место.
Рассказ о фактах из личной истории ребенка в этом возрасте предпочтительнее, чем «чтение» Книги жизни.
От 4 до 7 лет: Дети этого возраста понимают, что в ходе тех или иных занятий с родителями они приобретают новые навыки. Книга Жизни предоставляет возможность для ребенка учиться говорить о важных вещах, или веселиться вместе с родителями и т.д. Для родителей это также полезная практика, и ребенку надо постепенно давать понять, что учиться быть ближе друг к другу подразумевает работу над этим всей семьи: родителей и самого ребенка.
От 8 до 12 лет: «Книга жизни» может быть способом помочь ребенку сформировать «обобщенную историю», помогающую ему сохранять чувство своего право на частную жизнь и контроля над своей историей. Детям нужен способ, как объяснять окружающим тот факт, что они не живут со своей кровной семьей. «Обобщенная история» - это сокращенная, но не слишком открытая и подробная версия правды. Детям необходимо дать право вежливо отказывать предоставлять информацию чужим или мало знакомым людям в ответ на личные вопросы. Они должны быть готовы спросить самих себя: «Этот человек тот, кто действительно должен знать эту информацию?» Если нет, то они могут сказать: «Мне бы не хотелось говорить об этом» или «Это очень личная информация» или дать ответ: «Почему Вы задаете мне подобные вопросы?». Предоставление ребенку удобных случаев практиковать подобные ответы поможет им в будущем не быть застигнутыми врасплох.
Подростки: Последствия ранних детских травм или сепарации от значимых взрослых становятся более очевидными в ходе начала подросткового возраста, когда начинают повторно решаться вопросы о сепарации/индивидуации. Психологическая задача раннего подросткового возраста очень близка той, которая решается в возрасте от одного года до пяти лет. Этот повтор - одновременно хорошая и плохая новость. Плохая новость заключается в том, что неудовлетворенные ранние потребности возвращаются и преследуют подростка в преувеличенной форме; хорошая новость состоит в том, что есть возможность обратиться к этим ранним потребностям и встретить их соответствующим образом, облегчая подростку жизненно важные изменения. У подростков развита способность к  гипотетическим рассуждениям. Думая о будущем, они могут представить себя более взрослыми и подготовиться к тем временам, когда воспоминания о прошлых травмах могут с наибольшей вероятностью всплывать на поверхность. Они могут начать распознавать навыки, необходимые для осуществления выборов, которых могло совсем не быть у их кровных родителей. Они могут смотреть более реалистично на выборы, сделанные людьми, имеющими отношение к их жизни, и могут получать поддержку в том, чтобы брать на себя ответственность за решения, которые в конечном счете будут принимать они сами. Взрослые могут помочь подросткам смотреть в будущее, различая впереди те моменты жизни, когда чувства, вызванные прошлым жизненным опытом, могут отозваться болезненным эхом.
         Выявлено, что люди, способные прощать те или иные события прошлого опыта и/или говорить связно и логично о событиях, повлиявших на их жизнь, с большей вероятностью имели детей с безопасной привязанность, когда сами становились родителями. Как мы может помочь подросткам прийти к позиции прощения? Как мы узнаем, что они ее достигли? Информация о структуре семьи, дополненная поддержкой в принятии сознательных и бессознательных выборов, поможет молодым людям двигаться вперед, уходя от трудностей своего прошлого без критики и осуждения.
        Существуют три важные области жизненного опыта, которые оказывают влияние на формирование идентичности в подростковом возрасте. Первая - это наличие детского опыта быть нужным и любимым. Вторая - наличие знаний о своей личной истории, и третья - опыт восприятия ребенка со стороны других людей как достойного человека. «Книга жизни» может способствовать получению опыта, по крайней мере, в двух из трех указанных областей.