Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию Миорского райисполкома

Государственное учреждение образования
"Миорский районный социально-педагогический центр"
Мы рады, что Вы зашли на наш сайт! Здесь Вы  найдёте информацию для педагогов, родителей, детей. Мы расскажем Вам о жизни учреждения, поделимся методическими разработками. Мы рады сотрудничеству в интересах детей! 
Свободное время старшеклассника

         Современные школьники часто перегружены, и рабочий день у них бывает длиннее, чем у взрослых. Учебная программа рассчитана на формирование самостоятельного мышления, носит развивающий характер. Также ребята получают большое количество информации из телевизионных передач, через журналы, видеоматериал. Это помогает и мешает учебе одновременно. У многих школьников с раннего детства формируется привычка выполнять домашнее задание нерегулярно, отрывочно. Ведь остальное можно списать! Но материал остается непонятым, не вырабатывается усидчивость, системность, в старших классах это мешает сосредоточиться даже тогда, когда появляется осознанное желание сделать домашнее задание от начала и до конца.  Среди подростков считается, что если готовить все уроки - просидишь до ночи. Это не так. Хотя многие действительно сидят за уроками до позднего вечера. Но часто эти занятия неорганизованны, что вызвано переутомлением, недосыпанием, пробелами в знаниях, непонятым в классе материалом.
        Психологи установили, что у каждого человека ритм работоспособности бывает разным. Но чаще всего работать легче и эффективнее с 8 до 12 и с 16 до 18 часов, так как в 12 и 18 часов происходит резкое понижение работоспособности. Поэтому, если правильно распределить время для выполнения домашнего задания, сидеть долго не будет необходимости. После прихода из школы обязательно надо отдохнуть. Садиться за уроки лучше в 16 часов или, если ребенок учится во вторую смену, в 9 часов. Необходимо подготовить рабочее место и отключить на время выполнения работы телевизор, компьютер,  поскольку они отвлекают, не дают сосредоточиться. Также не дает сосредоточиться поиск линейки, тетради, карандаша. Уходят, убегают драгоценные минуты.
        Ребята должны больше гулять. Не 40-50 минут, а хотя бы часа полтора-два. Лучше сократить время на просмотр телепередач, на игры в  интернете. Казалось бы, что ребята, которые занимаются в кружках или дополнительных школах, имеют меньше свободного времени. Но у них есть возможность переключиться и отдохнуть. То есть кружки и секции помогают лучшему отдыху от занятий, развивают умственно и физически.
        Хорошо чередовать умственную и физическую работу. Особое удовольствие у подростков вызывает творческая работа. Она тоже является хорошим отдыхом. Если же подростку кажется, что он перезагружен, пусть он сядет и напишет план работы, свой режим на день. Он заметит, сколько тратит времени зря, и постарается использовать его лучше. При хорошей организации на подготовку домашнего задания достаточно  2,5-3,5 часа.
             
           Убедиться в том, что это именно так, несложно. Попробуйте!


Школа и ты

•    Если школа кажется тебе каторгой, подумай и найди в ней что-нибудь хорошее, так как ходить в школу тебе все равно придется. А придется потому, что без образования ты не найдешь себе места в жизни. Это создаст тебе очень большие проблемы.
•    Относись к учителям терпимо, с пониманием, так как все равно тебе придется экзамены сдавать и контрольные писать.
•    Если учитель избирает тебя объектом для насмешек, останься после уроков, поговори с ним. Скажи, что тебе не нравится быть такого рода объектом, если не поможет, поговори с родителями.
•    Учитывай, что бесполезных предметов не бывает. Ведь сейчас неизвестно, чем ты будешь заниматься в дальнейшем. А также стоит понимать, что параллельно у тебя развивается речь, умение мыслить, тренируется память и усидчивость. Не жалей о потраченном времени.
•    Не старайся воевать с учителем, который справедливо ставит тебе “двойку”, даже если этого очень хочется из-за раздражения или обиды на себя. Ни к чему хорошему это не приведет, тем более такое поведение осложнит тебе дальнейшую жизнь на уроках учителя.
•   Если тебя вызвали к директору, никогда не старайся вести себя вызывающе, но и не умоляй. Внимательно выслушай, что тебе скажут. Скажи спокойно и уверенно, что ты допустил ошибку и в будущем будешь предварительно думать, прежде чем поступать подобным образом.
•    Если тебя к неприемлемому поведению на уроке склоняют товарищи, скажи, что у тебя сегодня нет настроения или ты очень занят чем-нибудь не относящимся к уроку. Это принесет тебе меньше вреда, чем шутовство, следствием чего может стать вызов в школу родителей.
•     Держи тетради в порядке, это помогает учителю понять, что ты стараешься. Постарайся на каждом уроке тратить хотя бы 15 минут для активного занятия уроком. Это поможет меньше тратить времени на подготовку домашнего задания.

Одиночество

•   Если ты одинок - подумай, что можно сделать, чтобы это исправить.
•   Помечтай, поразмысли, как ты реализуешь свои мечты.
•  Найди среди своих знакомых, друзей, близких и приятелей хороших людей. Подумай об их жизни. О твоих отношениях с ними.
•  Не пугайся, когда остаешься один на один с собой - это необходимо, чтобы повзрослеть.
•  Подумай, есть ли такие люди в твоем окружении, с которыми ты не общаешься. Почему?
•   Оставаясь наедине с собой, не придумывай себе занятие, а поразмышляй, почитай.
• Каждый человек иногда испытывает чудовищное одиночество. Тебе кажется, что ты один такой на целом свете, но это не так. Рядом обязательно кто-то есть, только его надо заметить.
•  Помни, что человек, который испытывает чувство одиночества, забывает о том, что его окружают люди. Сделай что-либо приятное для родителей, друзей, сестры или брата. Это поможет сблизиться с ними, наладить контакт. Помогай, и помогут тебе!
•  И, наконец, ты действительно одинок или тебе это только кажется?

Стресс

•  Ты можешь испытывать психическое или физическое напряжение. Тебя могут одолевать новые ощущения. Ты взволнован, ты испытываешь чувство беспокойства. Очень может быть, что рядом бродит стресс!
•  Признаки стресса узнаваемы: потливость, бессонница, ощущение подавленности, повышенное кровяное давление и т. д. Наблюдай за собой.
•   Борьба со стрессом заключается в том, чтобы не копить дурные эмоции. Если ты зол, не раскручивай свою злобу. И не выплескивай ее на окружающих, так как рискуешь остаться один.
•  Если случается что-то действительно из ряда вон выходящее и ты должен принять решение, но эта мысль приводит тебя в ужас, вспомни старинную русскую пословицу: “Утро вечера мудренее!”. Это означает - с проблемой нужно ночь переспать. Поэтому необходимо лечь спать или заняться чем-либо отвлеченным. Отдохни от беспокойства и увидишь новые перспективы.
•   После отдыха приступай к решению проблемы. Не канючь, занимайся делом!
•  Выдели в своей жизни моменты, которые никак не сможешь изменить, и перестань беспокоиться по их поводу. Не наказывай себя за уже сделанные ошибки беспокойством и тоской. Сделай так, чтобы это не повторялось.
•  Твоя жизнь не будет такой мрачной, если ты поймешь, что имеешь очень много: ты не голодаешь, у тебя есть дом, любящие тебя люди - семья, ты не глуп, даже если тебе это кажется. Всегда можно найти что-то хорошее.
•  Тебе плохо, попробуй поговорить с родителями. Если это не удалось, то найди того человека, которому доверяешь, и поговори с ним. Носить все в себе вредно для здоровья. Задумайся над этим!
•   Помогают избавиться от стресса занятия спортом и любимым делом. Физические упражнения улучшают мышечный тонус, а вместе с ним настроение становится лучше.
•  Помогает поднять, настроение поход в магазин. Купи себе несколько мелочей. Это всегда приятно.
•  Если подавленность не проходит несколько недель, обратись к врачу-невропатологу. Может, причина твоей хандры в болезни?
•  И последнее: время обязательно залечит раны! Не углубляйся в депрессию - ищи решение!


Домашнее задание

       Получая домашнее задание, твердо уясните не только то, что надо сделать по содержанию урока, но и как выполнить задание, какими приёмами.
       Надо разумно организовать дома своё рабочее место, позаботиться, чтобы ничего не мешало, было удобно работать, достаточно света, тихо.
       Раскройте дневник и приготовьте учебные пособия, уберите лишнее со стола. Учебные пособия разложите так, чтобы все было под рукой.
      Чередуйте трудные предметы с более лёгкими, устный материал повторяйте перед выполнением письменных упражнений.
       Если сегодня на уроке изучался трудный материал, то в тот же день, придя домой, его надо закрепить, хотя задание дано на два-три дня вперед.       Иначе труднее начинать всё сначала.
       В случае если вам надо изучить большой по объёму материал, распределите его на части. И главное, сначала поймите материал, а потом старайтесь его запомнить.
       Понять - это значит выяснить причины, породившие факты и явления, найти связи фактов и явлений, дать им оценку. Бойтесь механического заучивания: оно отнимает много времени и пользы от него нет. К докладам и сочинениям надо готовиться не за день, а на протяжении всего отведенного времени, постепенно и равномерно, без спешки.

Работа с учебником
         Сначала прочитайте задание и вопросы, чтобы знать цель, стоящую перед вами.
      Вспомните, что рассказывал по этой теме учитель.
      Затем читайте текст. При чтении обращайтесь к словарю,
если встретите непонятное слово; рассматривайте имеющиеся в учебнике иллюстрации.
      Старайтесь в воображении представить себе картину того, что читаете.
       Если при выполнении уроков возникнут затруднения, не торопитесь обращаться за помощью к родителям. Старайтесь во всем разобраться самостоятельно, проявите волю и настойчивость. И только когда сами не сможете разобраться, обратитесь за помощью. Поняв свою ошибку, работайте дальше самостоятельно. 

       Выполнив домашнее задание, не забывайте, что ваша задача - не только понять и запомнить, но и быть готовым отчитаться перед учителем о своих знаниях.

Отношения с родителями

•    Проявляй участие к своим родителям. Они устают на работе, дома. Порадуй их чем-нибудь. Это помогает наладить контакт.
•       Постарайся объясняться с родителями человеческим языком- это даст лучший результат, нежели крики и хлопанье дверьми.
•   Попроси родителей рассказать о своей юности, о конфликтах с родителями. Это приведет к более глубокому пониманию между вами.
•    Помни, что иногда у родителей бывает просто плохое настроение. Постарайся не устраивать в это время дома шумных вечеринок.
•        Если родители ведут себя с тобой, как с маленьким ребенком, напомни вежливо им, что ты уже повзрослел и хотел бы вместе с ними решать проблемы, связанные с твоей жизнью.
•      Дай понять родителям, что ты нуждаешься в их совете и помощи. Это поможет установить дома благоприятную обстановку.
•       Разговаривай со своими родителями, сообщай им новости твоей жизни.
•       Старайся не обманывать родителей. Тайное все равно становится явным.
•    Помни, что родители тоже могут совершать ошибки. Будь снисходителен.
•   Родительский запрет чаще всего оказывается правильным решением. Задумайся, что бы произошло, если бы тебе было позволено все!
•    Если произошла ссора и ты чувствуешь себя виноватым, найди в себе силы подойти первым. Уважение ты не потеряешь, поверь.
•    Установи с родителями границы личной территории, но не раздражаясь, не требуя. Просто попроси их об этом.
•    Работа по дому служит отличной подготовкой к самостоятельной жизни. Отнесись к ней с пониманием.
•    Возвращение домой к определенному времени - это способ оградить тебя от неприятностей, то есть мера безопасности. Если задерживаешься, обязательно позвони, они же волнуются! Побереги их для себя.
•    О наказаниях. Родители могут прекратить поощрения, отлучить тебя от друзей. И все это может произойти, как ты считаешь, из-за пустяка. Родителей же этот “пустяк” может вывести из себя. Подумай, может быть, родители видят опасность, которую ты либо не осознаешь, либо приуменьшаешь.
• Требуй, чтобы родители объясняли мотивы своего поведения по отношению к тебе и твоим друзьям. Может быть, тебе станет понятно, почему они поступают, так или иначе.
•   Если ты зол на кого-либо из друзей, учителей, раздражен на грязь, слякоть, а также на “двойку”, поставленную “ни за что”, не срывай зло на родителях. Это не благоразумно и приводит к печальным последствиям.
•   Если родители решили разводиться, конечно, - это особый случай. Стоит понимать, что отец и мать - самостоятельные люди, они должны все решить сами. Тем более люди со временем меняются, поэтому нельзя винить родителей за то, что они утратили любовь друг к другу. И главное - запомни: родители разводятся не из-за тебя! Ты в этом не виноват!


Как управлять своими эмоциями

    1.   Полностью избавиться от эмоций и неразумно, и невозможно. Нет эмо­ций плохих или хороших. По мнению Жан-Жака Руссо, "все страсти хо­роши, когда мы владеем ими, и все дурны, когда мы им подчиняемся".
    2.   Джонатан Свифт сказал: "Отдаваться гневу - часто все равно, что мстить самому себе за вину другого". Возьмите эти слова своим девизом, и вы станете намного уравновешенней и оптимистичней.
    3. Необходимое условие радостного настроения - хорошие взаимоотно­шения с людьми. И наоборот: радостное восприятие жизни - залог сим­патии и расположения к тебе других. Дайте себе установку на доброе и уважительное отношение к людям. Прав Шекспир: "Напрасно думать, будто резкий тон есть признак прямодушия и силы".
    4.  Не пытайтесь просто подавить в себе эмоции, Подавленные чувства все равно выльются наружу тем или иным способом или могут стать причи­ной заболевания. Лучше "отыграйте" эти эмоции внешне, но без вреда для окружающих.
    5.  Если у Вас возникло раздражение или разозленность, не боритесь с ними, а попытайтесь "отделить" их от себя. Понаблюдайте за их протеканием, найдите и проанализируйте причину их появления, и вы убедитесь, на­сколько мелка и несерьезна эта причина. Все это способствует угасанию негативных эмоций.
   6.   В отношениях с близкими людьми часто бывает нужно откровенно ска­зать о своих чувствах, возникших в той или иной ситуации. Это гораздо лучше, чем фальшь и закрытость в общении.
                             
Разрешение конфликтной ситуации с родителями
        Что можно сделать  для разрешения конфликтной ситуации  с родителями?
         Когда происходит конфликт между родителями и тобой, ты можешь чувствовать себя непонятым, одиноким, несправедливо обиженным или агрессия могут переполнять тебя. Не следует искать в такой ситуации виноватых, это тупик.
         Подумай, что лично ты может сделать, как улучшить качество своей жизни?
         Во-первых, вспомни кого-то из своего окружения, кто тебя понимает, поддерживает, любит, принимает таким, какой ты есть. Затем можно вспомнить случай, когда ты ощущал такую поддержку о кого-то, в аналогичной ситуации. Очень важно чувствовать, что такой человек есть в твоем сердце, даже если он далеко, его нет рядом и в конкретных обстоятельствах он не может помочь.
         Во-вторых, следует для себя понять и осознать, что родители такие же люди как и ты, со своими проблемами, болью, заботами, привычками, особенностями. И если бы они знали или могли жить по-другому, то они обязательно изменили бы свою жизнь, просто пока они сами не знают, как это сделать. В данном случае ты, со своим креативным, пытливым умом как раз и можешь внести новую, свежую струю в их отношения и в их жизнь. Но это не значит, что следует ставить перед собой цель поменять убеждения или привычки родителей, поменять их жизнь.
       Очень важный шаг, для конструктивного диалога - это понять родителей, принять их такими, какие они есть и простить. Иногда юмор хорошо разряжает и внутренне и внешнее напряжение. Это всегда лучше, чем вставать в позу и говорить: «Вы все равно ничего не понимаете!».

Что такое притеснение (буллинг) и что делать, если ты стал его участником?
Дети и взрослые всегда выделяют тех, кто чем-то не похож на большинство - ростом, весом, цветом волос, манерами разговаривать или одеваться. В коллективе случаются такие ситуации, когда группа ребят выделяет одного человека для того, чтобы посмеяться над ним и, возможно, повысить свой статус в коллективе за счет него.
Буллинг - психологический террор (насмешки, оскорбления), избиение, травля, повторяющаяся агрессия по отношению к определенному человеку, включающая в себя принуждение и злоупотребление
Участники буллинга:
Агрессор
- тот, кто притесняет (или обидчик);
«Агрессята» - те, кто поддерживают агрессора;
Наблюдатели - временные участники буллинга;
Жертва - тот, кого притесняют.
Что делать, если ты стал свидетелем притеснения (буллинга)?
ü Если в твоем классе кого-то постоянно обижают, то ты можешь объединиться с друзьями и заступиться за него вместе со всеми!
ü Не бойся заступиться за одноклассника, если считаешь, что его унижают . Помни, все могут быть в трудной ситуации, и стоит поддержать друг друга.
ü Если ты хочешь помочь, то решай конфликт словами, не пытайся решить конфликт дракой.
ü Ситуация притеснения (буллинга) может иметь очень тяжелые последствия для жертвы, но не обойдет  стороной и всех его участников. Поэтому крайне важно поставить в известность о происходящем взрослых - классного руководителя, родителей.
Что делать, если ты стал жертвой притеснения (буллинга)?
ü Обязательно расскажи кому-то из взрослых о сложившейся ситуации;
ü Не стесняйся просить о помощи;
ü Не отвечай агрессией на агрессию, так как это только ухудшит ситуацию;
ü Не соглашайся разобраться с обидчиком один на один, после уроков;
ü Не смиряйся с участью жертвы, старайся привлечь на свою сторону друзей и их поддержку, так будет проще справиться с ситуацией притеснения.
Помни о том, что никто не имеет права тебя унижать и обижать! Ты вправе иметь собственное мнение!

Чтобы занять свое место в коллективе и наладить отношения с одноклассниками:
Старайся не избегать общения. Больше времени общайся со своими одноклассниками. Участвуй в дискуссиях и разговорах. 
Находи больше общих тем для разговоров. Интересуйся тем, что им нравится. Предлагай  свои темы для беседы.
Предложи совместное мероприятие всем классом - например, поход в кино.
Если какие-то их привычки или внешний вид кажутся тебе странными и отличаются от твоих, постарайся не осуждать их. Для них могут быть непонятными твои привычки.
Общайся не только с людьми своего пола.
Имей свое мнение, но при этом не доказывай, что мнение других неправильное

Памятка 
«Простые советы, позволяющие более терпимо относиться к жизненным трудностям»

Жизнь - это борьба. С этим можно спорить, не соглашаться… Однако  лучше жить в мире и  согласии с собой и окружающими. Но жизнь часто ставит перед  людьми серьёзные проблемы, препятствия, которые приходится преодолевать. Именно это и стимулирует рост и развитие личности.
Вот несколько рекомендаций, которые помогут более терпимо относиться к жизненным трудностям, если Вы находитесь в сложной жизненной ситуации:
- Проанализируйте своё прошлое, «докопайтесь до истоков», разберитесь в том, что привело Вас к нынешнему положению. Признайтесь себе в своих сильных и слабых сторонах.
- Постарайтесь понять и простить тех, кто заставил вас страдать или не оказал помощи, хоть и мог бы. Простите себе самому прошлые ошибки и заблуждения. А после того, как Вы извлекли из тяжелых воспоминаний хоть какую-то пользу, больше не возвращайтесь  к ним. Освободите лучше место для воспоминаний о былых успехах, пусть и небольших.
- Ничто не обескураживает больше, чем неудача; ничто не ободряет сильнее, чем успех. Даже после сокрушительного  поражения бороться с угнетающими мыслями о неудаче  лучше всего с помощью воспоминаний об успехе. Это необычайно действенное  средство восстановления веры в себя, необходимой для будущих побед.  Любой из Вас наверняка может о чем-то вспомнить с радостью.
- Помните также, что иное поражение  - это удача; из него  Вы можете заключить, что преследовали  ложные цели, которые не стоили Ваших усилий, а возможных последующих более крупных неприятностей Вам удалось избежать.
- Попробуйте переключиться на какой-нибудь новый вид деятельности. Это должно быть нечто, целиком захватывающее Вас, помогающее уйти от тяжёлых переживаний.
- Поскольку не всегда имеется возможность изменить ситуацию, попробуйте изменить отношение к ней. Вспоминайте слова французского мыслителя Монтеня: «Человек страдает  не столько от того, что происходит,  сколько от того, как он оценивает происходящее!».
- Довольно считать себя неудачником! Помните, человек, увы, легко свыкается  со своими слабостями и недостатками. На неуспехах учатся, на них настраиваются также, как и на успех. Если человеку твердить, что он ни на что не способен, он таким и станет в один далеко не прекрасный день!
- И, пожалуй, самое главное. Проникнитесь философией оптимизма! У человека, который находится в гармонии с собой и своим  внутренним  миром, жизнь осмысленна и наполнена, и жить ему хочется!
Будьте добры и внимательны друг к другу, ибо именно доброта спасет мир!





Обратите внимание
Полезные советы