Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию Миорского райисполкома

Государственное учреждение образования
"Миорский районный социально-педагогический центр"
Мы рады, что Вы зашли на наш сайт! Здесь Вы  найдёте информацию для педагогов, родителей, детей. Мы расскажем Вам о жизни учреждения, поделимся методическими разработками. Мы рады сотрудничеству в интересах детей! 
 
 
Обратите внимание

Нормативно-правовая база

 
                                                                   



















 
   
                                                                                                                   Утвержден
                                                                                                                   постановлением КДН
                                                                                                                  Витебского облисполкома  
                                                                                                                  14 апреля 2017 № 1-1


Алгоритм межведомственного взаимодействия по профилактике суицидальных попыток и  
суицидов несовершеннолетних

I. Цель и задачи реализации Порядка межведомственного взаимодействия по профилактике  
суицидальных попыток и суицидов несовершеннолетних
1.1.Целью принятия Порядка межведомственного взаимодействия по профилактике суицидальных  
попыток и суицидов несовершеннолетних является улучшение положения детей в Витебской области,   
создание благоприятных условий для сохранения их жизни и здоровья за счет раннего выявления  
несовершеннолетних, склонных к суицидальному поведению, оказания им и их родителям своевременной  
комплексной психолого-педагогической помощи.
1.2. Для достижения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:  
1.2.1. Организовать раннее выявление несовершеннолетних, склонных к суицидальному поведению, с  
целью оказания им и их родителям своевременной комплексной психолого-педагогической помощи.  
1.2.2.Организовать взаимодействие субъектов системы профилактики в процессе проведения  
индивидуальной коррекционной и реабилитационной работы с детьми, совершившими суицидальные  
попытки, а также и их семьями.  
1.2.3.Организовать взаимодействие субъектов системы профилактики в процессе проведения  
индивидуальной коррекционной и реабилитационной работы с окружением детей, совершившихсуицид.  
1.2.4.Внедрить в систему деятельности специалистов субъектов профилактики мониторинг  
суицидальных попыток и суицидов, и организации дальнейшей реабилитационной работы.  
II. Порядок межведомственного взаимодействия по профилактике суицидальных попыток и  
суицидов несовершеннолетних
1. Организация профилактической работы с несовершеннолетними, склонными к суицидальному  
поведению
1.1.Управление образования издает приказ об организации деятельности по профилактике  
суицидального поведения учащихся, включающий порядок раннего выявления учащихся с риском  
суицидального поведения, которым утверждается порядок проведения диагностического обследования, и  
последующего сопровождения учащихся, а также организует обучение специалистов образовательных  
учреждений по теме: «Раннее выявление суицидального поведения учащихся образовательных организаций».  
1.2.Общеобразовательные учреждения (далее - УО) ежегодно с письменного согласия родителей  
(законных представителей) проводят психолого-педагогическое обследование особенностей эмоционального  
реагирования и адаптационных возможностей учащихся 5-11 классов (обязательно- в период сентября по  
ноябрь для учащихся 5 -11 классов УО, 1 курса профессиональных учреждений, в период с января по март  
для учащихся 9 - 11классов  УО).  
1.4.Психолого -педагогическое обследование представляет собой трехэтапный процесс выявления  
учащихся с риском суицидального поведения:  
1.4.1.на первом этапе обследование включает первичную (для всех учащихся) диагностику  
особенностей эмоционального реагирования и адаптационных возможностей учащихся, а также  
педагогическое структурированное наблюдение классного руководителя/мастера (куратора) группы;
1.4.2.На втором этапе для выявленной группы учащихся (по результатам первичного обследования)  
проводится углубленная психологическая диагностика индивидуальное собеседование классного  
руководителя, социального педагога или педагога-психолога (в зависимости от ситуации) с учащимся и его  
родителями;  
1.4.3на третьем этапе на психолого-педагогическом консилиуме специалистами и педагогами  
образовательной организации проводится первичная оценка суицидального риска несовершеннолетних,  
выявленных по результатам обследования, и готовятся рекомендации для совета профилактики о постановке  
в группы риска или социально опасного положения.  
1.4.4.На основании решения совета профилактики УО выявленные учащиеся с риском суицидального  
поведения включаются в группу риска социально опасного поведения.  
1.5.Общий срок выявления несовершеннолетнего с риском суицидального поведения (от первичной  
психологической диагностики до постановки на учет в группу риска социально опасного положения) не  
должен превышать 30 календарных дней.  
1.6.На консилиуме специалистов с целью оказания своевременной комплексной психолого-
педагогической, медико-социальной помощи разрабатывается индивидуальная программа коррекции  
несовершеннолетнего с риском суицидального поведения  (далее ИПК), цели и мероприятия которой  
направлены на снижение риска суицидального поведения несовершеннолетнего.  
1.7.Для планирования мероприятий ИПК в случае необходимости УО привлекают также специалистов  
других субъектов профилактики: специалистов здравоохранения, психолога коррекционного центра,  
психотерапевта, специалиста социальной защиты населения, общественных организаций  и др., имеющих  
специальную подготовку по работе с несовершеннолетними, находящимися в кризисном состоянии. К  
планированию мероприятий привлекаются родители (законные представители) несовершеннолетнего, что  
позволяет УО и родителям (законным представителям) действовать согласованно, обеспечивает  
преемственность и распределение ответственности.
За реализацию мероприятий ИПК отвечают исполнители мероприятий.  
1.10.Координацию реализации мероприятий ИПК осуществляет ответственное лицо, куратор ИПК  
(педагог-психолог или социальный педагог), назначаемый УО.  
1.11.Сроки профилактической работы с несовершеннолетним определяются, исходя из степени  
сложности проблем, объемов помощи, необходимой для решения данных проблем, но не менее трех месяцев.  
1.12Реализацию мероприятий ИПК в соответствии с ИПК осуществляют также специалисты других  
субъектов профилактики в соответствии с возможностями:  специалисты здравоохранения, педагоги-
психологи, имеющие специальную подготовку по работе с несовершеннолетними, находящимися в  
кризисном состоянии, психологи коррекционного центра, психотерапевты, специалисты социальной защиты
населения, общественные организации др.  
1.13. По истечении запланированного срока ИПК либо каждые три месяца (в случае продолжительного  
срока реализации ИПК) на психолого-педагогическом консилиуме проводится общий анализ результатов  
работы с несовершеннолетним.  
Анализ проводится на основании результатов повторного психолого-педагогического обследования  
несовершеннолетнего и информационного сообщения от каждого субъекта профилактики, включенного в  
ИПК.
На основании рекомендаций психолого-педагогического консилиума на совете профилактики  
образовательной организации принимается решение о завершении либо продолжении ИПК  
несовершеннолетнего.  
1.14. После завершения Индивидуальной программы коррекции несовершеннолетнего классный  
руководитель/ мастер(куратор) группы продолжает проводить структурированное наблюдение за  
эмоциональным состоянием учащегося.  
1.15. УО ведут учет несовершеннолетних, в отношении которых выявлены факторы риска  
суицидального поведения и реализуются индивидуальные программы коррекции.  
1.16. До1 числа месяца, следующего за отчетным, направляют в отделы образования, спорта и туризма  
(далее - отделы образования) мониторинг по профилактике суицидальных попыток и суицидов  
несовершеннолетних.  
1.17. В свою очередь отделы образования ежеквартально до 5 числа месяца, следующего за отчетным,  
направляют сводный по территории мониторинг в районные комиссии по делам несовершеннолетних (далее -  
КДН).
1.18. Районные КДН ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным, направляют сводный  
мониторинг в областную комиссию по делам несовершеннолетних.  
2.Организация профилактической работы с несовершеннолетними, совершившими  
суицидальную попытку
2.1. На основании постановления КДН горрайисполкома утверждают порядок реагирования и  
предупреждения суицидальных попыток с учетом территориальных и ресурсных возможностей, в котором  
подробно описывается порядок действий и уровень ответственности конкретных ведомств и  учреждений, в  
случае выявления суицидальной попытки несовершеннолетнего, указываются контактные данные  
заинтересованных учреждений, временные рамки.
2.2.Медицинские организации выявляют несовершеннолетних, совершивших суицидальную попытку,  
незамедлительно сообщают информацию в инспекцию по делам несовершеннолетних по территории, в отдел  
образования, в информационном сообщении (по согласованию) передают контактные данные родителей с  
целью своевременного оказания психологической помощи несовершеннолетнему, информируют родителей  
(законных представителей) несовершеннолетнего о порядке работы субъектов системы профилактики в  
ситуациях суицидальной попытки несовершеннолетнего.  
2.3.Учреждения для детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выявив  
несовершеннолетних, совершивших суицидальную попытку, незамедлительно вызывают скорую  
медицинскую помощь, сообщают информацию в инспекцию по делам несовершеннолетних, комиссию по  
делам несовершеннолетних.
2.4.Медицинская организация оказывает необходимую медицинскую помощь несовершеннолетнему,  
через родителей (законных представителей) выдают направление на консультации психотерапевта и  
обследование врача психиатра - нарколога.
2.5. КДН организует и координирует профилактическую работу с несовершеннолетним и его семьей: в  
течение 7 рабочих дней организует рассмотрение случая на заседании,  на котором проводит анализ причин  
и
условий, способствовавших совершению суицидальной попытки, проведенной профилактической работы,  
особенностей личности несовершеннолетнего, его окружения, поведения, семейной ситуации; выясняет факт  
оказания медицинской, психотерапевтической помощи, психологической помощи.  
В случае неявки родителей (законных представителей) с ребенком к психологу, психотерапевту, психиатру  
КДН выясняет причины, продумывает варианты обследования по месту жительства;  
КДН рекомендует родителям (законным представителям) обратиться к психологу, имеющему специальную  
подготовку по работе с несовершеннолетними, находящимися в кризисном состоянии, к психиатру для  
проведения повторной оценки риска суицидального поведения, обследования ребенка и назначения  
соответствующего лечения; проводит разъяснительную работу о необходимости выполнения рекомендаций  
специалистов и активной работе самих родителей (законных представителей).  
2.6.В случае отказа родителей явиться с ребенком на консультацию к психологу, психотерапевту,  
проводится разъяснение родителям последствий данного решения, предлагается письменное подтверждение  
отказ родителей от предлагаемой помощи, в особых прорабатывается вопрос выхода специалиста по месту  
жительства несовершеннолетнего.  
2.7.КДН готовит постановление по организации работы с несовершеннолетним и его семьей.  
В течение 3-х дней направляет его руководителям субъектов системы профилактики, родителям (законным  
представителям), ходатайствует о постановке несовершеннолетнего в группу риска, СОП или внесение  
изменений в ИПК.
2.8.УО на Совете профилактики принимает решение о постановке учащегося с риском суицидального  
поведения в группу риска или СОП.  
На расширенном консилиуме специалистов разрабатывается индивидуальная программа коррекции  
несовершеннолетнего (или вносятся изменения в имеющийся ИПК), совершившего суицидальную попытку, с  
целью оказания своевременной комплексной психолого-педагогической, медико-социальной помощи по  
профилактике суицидальных попыток и суицидов несовершеннолетних.  
2.9.В ИПК обязательно включаются мероприятия специалистов других субъектов профилактики:  
психологов, врачей, специалистов, имеющих специальную подготовку по работе с несовершеннолетними,  
находящимися в кризисном состоянии, из учреждений здравоохранения, социальной защиты населения,  
коррекционных центров и т.д. в соответствии с возможностями.  
2.10.Мероприятия ИПК определяются: целью снижения суицидального риска несовершеннолетнего;  
задачами, направленными на укрепление личностных ресурсов и индивидуальными личностными  
потребностями несовершеннолетнего, с учетом особенностей конкретного случая.  
2.11.ИПК включает в себя мероприятия психологической, социальной, правовой и медицинской  
помощи в зависимости от задач как в индивидуальном, так и в групповом формате.  
2.12.Координацию реализации мероприятий ИПК осуществляет куратор ИПК (педагог-психолог или  
социальный педагог образовательной организации), назначаемый образовательной организацией.  
2.13.Сроки профилактической работы с несовершеннолетним определяются, исходя из степени  
сложности проблем, объемов помощи, необходимой для решения данных проблем, но не менее шести  
месяцев.  
2.14. По истечении запланированного срока ИПК либо каждые три месяца (в случае продолжительного  
срока реализации ИПК) на расширенном психолого-педагогическом консилиуме проводится общий анализ  
результатов работы с несовершеннолетним.  
Анализ проводится на основании результатов психолого-педагогического обследования  
несовершеннолетнего информационного сообщения от каждого субъекта профилактики, включенного в ИПК.  
Информация о результатах работы с несовершеннолетним направляется в КДН.  
На основании результатов работы КДН определяет окончание реализации ИПК.  
2.14. После завершения программы сопровождения за несовершеннолетним (его поведением,  
эмоциональным состоянием) продолжает наблюдать классный руководитель/мастер группы, поддерживая  
взаимодействие с родителями подростка, при необходимости подключая психолога.   
2.15. В случае, если ребенок-сирота либо остался без попечения родителей, индивидуальный план  
Коррекции разрабатывает учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.  
2.16.В случае, если несовершеннолетний не является учащимся образовательной организации,  
индивидуальный план сопровождения составляет детская поликлиника.  
2.17.Контроль реализации мероприятий ИПК осуществляет куратор ИПК,  назначаемый медицинской  
организацией.  
2.18. КДН ведет персональный учет несовершеннолетних, совершивших суицидальную попытку,  
ежемесячно направляет данный мониторинг в областную комиссию КДН
3.Организация профилактической работы с окружением несовершеннолетнего, совершившего  
суицид
3.1. Медицинская организация, сотрудники инспекции по делам несовершеннолетних, учреждение  
образования выявляют факт суицида несовершеннолетнего. Незамедлительно передают информацию в  
районную  КДН, которая незамедлительно сообщает информацию в областную КДН.
3.2. Медицинские организации здравоохранения выдают родителям
(законным представителям) памятки с контактной информацией учреждений, специалистов,  
оказывающих психологическую помощь взрослым и детям (в случае, если в семье воспитываются  
несовершеннолетние), социальную, юридическую и иную помощь.  
3.3. Районная КДН в 3-дневный срок организует рассмотрение происшествия на экстренном заседании  
с участием представителей учреждений здравоохранения, образования, инспекции по делам  
несовершеннолетних, специалистов-психологов, специализирующихся на оказании помощи в ситуации  
кризиса, психотерапевтов и др.  
3.4. На заседании КДН определяются необходимые меры по оказанию психологической, социальной,  
юридической, материальной помощи членам семьи (родителям, другим несовершеннолетним детям)  
несовершеннолетним, являющимся близким окружением умершего.  
3.5. Образовательная организация разрабатывает комплекс (план) социально-психологических мер по  
стабилизации психо-эмоционального состояния учащихся, находящихся в кризисной ситуации.  
3.6. В случае, если в семье воспитываются несовершеннолетние дети, КДН организует  
профилактическую работу с несовершеннолетними его семьей: направляет информацию в образовательную  
организацию для разработки индивидуального плана коррекции несовершеннолетних и семьи.  
3.7. На заседании КДН анализируется проведенная работа субъектов профилактики, выявляются  
причины и условия, способствовавшие совершению суицида, упущений в работе учреждений, ведомств.  
Принимаются меры в соответствии с законодательством.  
Информация о результатах рассмотрения, анализа и принятых мерах направляется в областную  
комиссию по делам несовершеннолетних в течение 7 дней
4.Организация работы, направленной на профилактику асоциального поведения детей, формирования  
здорового образа жизни:
- обучение специалистов системы образования, родителей распознаванию симптомов суицидального  
поведения у детей, навыкам эффективного взаимодействия в ситуации кризиса
-обучение детей приемам саморегуляции, использованию форм психологической защиты в кризисных  
ситуациях
-информирование через средства массовой информации о службах помощи несовершеннолетним,  
находящимся в кризисных ситуациях.
выявлении несовершеннолетнего, склонного к суицидоопасному поведению, с согласия законных  
представителей несовершеннолетнего, в течение 1 рабочего дня направляют информацию о  
несовершеннолетнем в УО по месту обучения несовершеннолетнего, УЗ, оказывающую психиатрическую  
помощь, по месту жительства (месту пребывания) несовершеннолетнего.
          Информация должна в обязательном порядке содержать фамилию, собственное имя, отчество (если  
таковое имеется), дату рождения, адрес места жительства (места пребывания) несовершеннолетнего,  
проявления суицидоопасного поведения, предпринятые меры.
5. В рамках профилактической работы субъекты профилактики имеют право приглашать законных  
представителей несовершеннолетнего на заседание территориальной КДН в целях защиты, восстановления и  
реализации прав и законных интересов несовершеннолетних.
6. В случае выявления несовершеннолетнего, склонного к суицидоопасному поведению, либо получения  
соответствующей информации:  
6.1. работники УО в течение 3 рабочих дней с момента поступления информации предлагают законным  
представителям и несовершеннолетнему психологическую помощь и социально-педагогическую поддержку в  
УО; в случае согласия - обеспечивают оказание несовершеннолетнему и его законным представителям  
психологической помощи и социально-педагогической поддержки в УО.
6.2. работники УЗ в день обращения несовершеннолетнего в УЗ обеспечивают организацию и оказание ему  
специализированной медицинской помощи;
         передачу информации о несовершеннолетних мужского пола в возрасте 15-17 лет в районные военные  
комиссариаты по месту жительства (месту пребывания) несовершеннолетних.
7.     Работники территориальных ОВД:  
7.1. обеспечивают охрану общественного порядка по месту жительства (месту пребывания)  
несовершеннолетнего при оказании ему медицинской помощи медицинским работником в случае наличия  
угрозы жизни и здоровью несовершеннолетнего и (или) иных лиц;
7.2. оказывают помощь законным представителям несовершеннолетнего в доставке его в УЗ, оказывающего  
психиатрическую помощь по месту жительства (месту пребывания) несовершеннолетнего для организации его  
осмотра врачом - специалистом в области оказания психиатрической по



АЛГОРИТМ действий работников УО, УЗ и ОВД при выявлении несовершеннолетних, склонных к суицидоопасному поведению
1. Выявление несовершеннолетних, склонных к суицидоопасному поведению, осуществляется в пределах компетенции работниками УО, УЗ и ОВД (далее - субъекты профилактики):
          при проведении с несовершеннолетними индивидуальной профилактической работы, в том числе при посещении семей на дому;
          при получении информации об аутоагрессивном поведении несовершеннолетнего в ходе мониторинга сети Интернет либо при поступлении заявлений граждан;
          медицинскими работниками - при посещении несовершеннолетними и их законными представителями УЗ;
          педагогическими работниками - при проведении бесед с обучающимися, наблюдении за ними, получении информации в отношении несовершеннолетних от третьих лиц (одноклассников, одногруппников, друзей, родственников) о склонности к суицидоопасному поведению;
           педагогами-психологами учреждений образования - при проведении психодиагностического исследования суицидального поведения обучающихся;
           работниками ОВД - при совершении несовершеннолетними противоправных действий.
2. К категории несовершеннолетних, склонных к суицидоопасному поведению, следует относить несовершеннолетних:
          совершивших попытку суицида;
          имеющих тенденцию к самоповреждению (порезы, раны);
          демонстрирующих суицидальные угрозы (прямые либо завуалированные);
          переживающих тяжелые утраты (смерть родителя, значимого человека, особенно в течение первого года после потери);
          находящихся в конфликтных ситуациях (проблемы во взаимоотношениях с социальным окружением, выраженные семейные проблемы (уход из семьи значимого взрослого, развод, семейное насилие и др.);
          имеющих признаки депрессивного расстройства.
3. При выявлении несовершеннолетнего, склонного к суицидоопасному поведению, субъекты профилактики в течении 1 дня информируют законных представителей несовершеннолетнего о возможностях:
- получения психологической помощи и социально-педагогической поддержки в УО, специализированной помощи (психологической, психотерапевтической, психиатрической) в УЗ, оказывающей указанные виды помощи, по месту жительства (месту пребывания) несовершеннолетнего;
- ограничения доступа к информации сети Интернет, которая может причинить вред здоровью и развитию детей, поставщиками Интернет - услуг по запросу пользователей, а также путем установления на персональный компьютер антивирусного программного обеспечения с функцией «родительского контроля».
4. Субъекты профилактики при выявлении несовершеннолетнего, склонного к суицидоопасному поведению, с согласия законных представителей несовершеннолетнего, в течение 1 рабочего дня направляют информацию о несовершеннолетнем в УО по месту обучения несовершеннолетнего, УЗ, оказывающую психиатрическую помощь, по месту жительства (месту пребывания) несовершеннолетнего.
          Информация должна в обязательном порядке содержать фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется), дату рождения, адрес места жительства (места пребывания) несовершеннолетнего, проявления суицидоопасного поведения, предпринятые меры.
5. В рамках профилактической работы субъекты профилактики имеют право приглашать законных представителей несовершеннолетнего на заседание территориальной КДН в целях защиты, восстановления и реализации прав и законных интересов несовершеннолетних.
6. В случае выявления несовершеннолетнего, склонного к суицидоопасному поведению, либо получения соответствующей информации:
6.1. работники УО в течение 3 рабочих дней с момента поступления информации предлагают законным представителям и несовершеннолетнему психологическую помощь и социально-педагогическую поддержку в УО; в случае согласия - обеспечивают оказание несовершеннолетнему и его законным представителям психологической помощи и социально-педагогической поддержки в УО.
6.2. работники УЗ в день обращения несовершеннолетнего в УЗ обеспечивают организацию и оказание ему специализированной медицинской помощи;
         передачу информации о несовершеннолетних мужского пола в возрасте 15-17 лет в районные военные комиссариаты по месту жительства (месту пребывания) несовершеннолетних.
7.     Работники территориальных ОВД:
7.1. обеспечивают охрану общественного порядка по месту жительства (месту пребывания) несовершеннолетнего при оказании ему медицинской помощи медицинским работником в случае наличия угрозы жизни и здоровью несовершеннолетнего и (или) иных лиц;
7.2. оказывают помощь законным представителям несовершеннолетнего в доставке его в УЗ, оказывающего психиатрическую помощь по месту жительства (месту пребывания) несовершеннолетнего для организации его осмотра врачом - специалистом в области оказания психиатрической помощи.

АЛГОРИТМ
информирования педагогическими работниками родителей,
опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов
внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении
несовершеннолетних
      Проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия, в силу их наименьшей защищенности, не теряет актуальности. Выявление несовершеннолетних, ставших жертвой насилия, наряду с сотрудниками территориальных органов внутренних дел (далее - ОВД), осуществляется педагогическими работниками учреждений образования
      Насилие -  любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля над другим человеком.
Выделяют  несколько  основных  форм  насилия: 
физическое,
сексуальное,
психическое.
       Физическое  насилие  -  преднамеренное  нанесение  ребенку физических повреждений, которые могут привести к смерти, или вызывают серьезные, требующие медицинской помощи  нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в развитии; телесные наказания, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка
       Психическое (эмоциональное) насилие - длительное, постоянное или  периодическое  психологическое  воздействие,  приводящее  к формированию  у  ребенка  патологических  черт  характера  или нарушающее развитие его личности.
      Указанные действия выражаются в однократном или хроническом воздействии на ребенка, враждебном или безличном отношении к нему. Последствия их приводят к снижению самооценки, утрате веры в себя, формированию патологических черт характера, вызывающих нарушение
социализации. Психическое  насилие по своей сущности является  наиболее
латентным, так как сложно доказуемо ввиду отсутствия внешних следов.
      Сексуальное насилие - вовлечение ребенка с его согласия или без такового в прямые или непрямые действия сексуального характера со взрослым с целью получения последним сексуального удовлетворения или выгоды. Сексуальное насилие включает как прямые сексуальные контакты, так и непрямые: демонстрация ребенку обнаженных гениталий, демонстрация порнографических материалов, а также вовлечение ребенка
в изготовление подобных материалов, подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур, «груминг», осуществляемый, как правило, посредством сети Интернет.
       Указанное насилие также является высоко латентным явлением, так как по различным причинам (чувство боязни, стыда, вины и т.п.) сталкивающиеся с сексуальным насилием дети редко обращаются за помощью.
       Раннее  выявление  случаев  насилия  в  отношении несовершеннолетних  и  оказание  детям  комплексной  помощи минимизирует вред их здоровью и развитию.
       Целью информирования является повышение оперативности в получении  информации  о  фактах  жестокого  обращения  с несовершеннолетними с целью своевременного реагирования и оказания необходимой  помощи  различными  субъектами  профилактики правонарушений в сфере их компетенции.
       Педагогическим работникам - в ходе образовательного процесса, изучения  особенностей  семейного  воспитания  обучающихся,  при проведении бесед с обучающимися и их законными представителями
необходимо обращать внимание на:
1. Признаки  физического  насилия: множественные  синяки, царапины и рубцы, ожоги, ссадины, различного рода травмы. Наиболее распространенным  свидетельством  физического  насилия  являются синяки. О неслучайном характере любых повреждений на теле ребенка свидетельствует:
их  расположение  (на  плечах,  груди,  ягодицах,  внутренней поверхности бедер, на щеках и т.д.);
очертания  повреждений  на  коже  напоминают  те  предметы, которыми они были нанесены (пряжка ремня, шнур, палка, следы пальцев). Могут быть множественные следы избиения, при этом наряду со свежими повреждениями могут визуализироваться старые рубцы и шрамы.
2. Формы психического насилия: открытое неприятие и критика ребенка,  оскорбление  и  унижение  его  достоинства,  угрозы, проявляющиеся  в  словесной  форме  без  физического  насилия, преднамеренная физическая или социальная изоляция, предъявление ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям; однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.
3. Особенности физического состояния и поведения ребенка:
сексуализированное поведение (например, интерес у ребенка к фильмам
эротического и порнографического характера, имитация полового акта с
помощью кукол, склонность к сексуальным действиям с другими детьми),
заниженная самооценка, отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности, несвойственные ранее ребенку непристойные
выражения, суицидальные разговоры и попытки и др.
4. Особенности взаимоотношений в семье, если наблюдаются:
     неоднократное обращение за медицинской помощью в связи с повреждениями;
     несоответствие  характера  повреждения  обстоятельствам случившегося по рассказам законных представителей или очевидцев;
     противоречивые, путаные объяснения законных представителей о причинах возникновения травмы у ребенка;
     обвинение в случившемся самого несовершеннолетнего;
     отсутствие  обеспокоенности  за  судьбу  и  здоровье  ребенка, бездействие или позднее обращение за медицинской помощью;
     неадекватная оценка тяжести травмы, стремление ее преувеличить или приуменьшить;
     обеспокоенность собственными проблемами, рассказы о том, как их наказывали в детстве.
       Перечисленные признаки еще не свидетельствуют о том, что в отношении ребенка имело место насилие, они могут быть обусловлены другими причинами. Тем не менее, такие «знаки» должны привлечь внимание педагогического работника.
      Также поводом для информирования законных представителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел (далее - ОВД) о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних может быть:
      информация, поступившая от ребенка;
      информация, поступившая от членов семьи несовершеннолетнего;
      информация, поступившая от работников учреждений образования;
      информация, поступившая от сверстников и друзей, соседей, иных граждан;
      информация, собранная в ходе психологической  диагностики, наблюдений за ребенком;
      информация, поступившая от медицинского работника учреждения образования.
     
Информирование педагогическими работниками родителей,
опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов
внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении
несовершеннолетних
        При  выявлении  признаков  (фактов)  насилия  над  ребенком, указанных в пунктах 1-4 настоящего Алгоритма или при получении информации от третьих лиц педагогические работники незамедлительно (в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня) информируют  (в устной форме) об этом своего руководителя и специалиста  социально-педагогической  и  психологической  службы учреждения образования.
        Руководитель учреждения образования после того, как ему стало известно о признаках (факте) насилия:
       незамедлительно сообщает по телефону в управление (отдел) образования, спорта и туризма рай(гор)исполкома и ОВД для принятия мер реагирования, в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего  дня  направляет  письменную  информацию  в  указанные государственные органы;
        поручает педагогу-психологу учреждения образования провести консультацию (беседу) с несовершеннолетним, ставшим жертвой насилия, в целях устанавливания причин травм у ребенка и оказания ему психологической помощи;
        незамедлительно информирует родителей, опекунов, попечителей о признаках (факте) насилия в отношении несовершеннолетнего, в случае если насилие в отношении ребенка совершено со стороны третьих лиц.

Сотрудники ОВД при получении информации от руководителя
учреждения образования:
       осуществляют изучение и анализ поступившей информации;
       в установленном порядке проводят проверку по представленной информации.
       В случае если стало известно о факте насилия, совершенном законным представителем, руководитель учреждения не информирует последнего.  В  таком  случае  необходимо  организовать  работу  в соответствии с Методическими рекомендациями по межведомственному взаимодействию субъектов профилактики в вопросах выявления детей, оказавшихся в неблагополучной ситуации, утвержденными 14.12.2017 Министром  образования  Республики  Беларусь,  и  принять  меры, направленные на защиту жизни и здоровья ребенка.
      При подтверждении фактов жестокого обращения, физического, психического, сексуального насилия в отношении несовершеннолетнего педагог-психолог оказывает ему психологическую помощь и социально- педагогическую поддержку в учреждении образования.





ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
27 ноября 2017 г. № 146
Об утверждении Положения о совете учреждения образования по профилактике безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних и признании утратившими силу некоторых
постановлений Министерства образования Республики Беларусь.
         На основании абзаца шестого части второй статьи 13 Закона Республики Беларусь от 31 мая 2003
года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»,
подпункта 4.6 пункта 4 Положения о Министерстве образования Республики Беларусь, утвержденного
постановлением Совета Министров Республики
Беларусь от 4 августа 2011 г. № 1049 «Об изменении, дополнении и признанииутратившими силу
некоторых постановлений Правительства Республики Беларусь по вопросам  образования», 
Министерство  образования  Республики  Беларусь.
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемое Положение о совете учреждения образования по
профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
2. Признать утратившими силу:
постановление Министерства образования Республики Беларусь от 16 февраля 2009 г. № 6 «Об
утверждении Положения о совете учреждения образования по профилактике безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь,
2009 г., № 81, 8/20588);
постановление Министерства образования Республики Беларусь от 20 ноября 2012 г. № 130 «О
внесении изменений в постановление Министерства образования Республики Беларусь от 16 февраля
2009 г. № 6» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 10.01.2013, 8/26728).
3. Настоящее  постановление  вступает  в  силу  после  его  официального опубликования.

Первый заместитель Министра                                                       В.А.Богуш

                                                                              УТВЕРЖДЕНО
                                                                               Постановление
                                                                               Министерства образования
                                                                               Республики Беларусь
                                                                               27.11.2017 № 146

ПОЛОЖЕНИЕ
о совете учреждения образования по профилактике безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних
1. Настоящее Положение определяет порядок деятельности совета учреждения образования по
профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее, если иное не установлено,
- совет профилактики), его задачи и функции.
     Совет профилактики осуществляет свою деятельность в соответствии с Кодексом Республики
Беларусь об образовании, настоящим Положением, иными актами законодательства Республики
Беларусь, уставом учреждения образования.
2.  Основными задачами совета профилактики являются:
      осуществление контроля за организацией воспитательной и профилактической работы в учреждении
образования;
      предупреждение  безнадзорности,  беспризорности,  правонарушений несовершеннолетних,
выявление и устранение их причин и условий;
      обеспечение комплексного коллегиального подхода по защите прав и законных интересов
несовершеннолетних;
      создание  условий  для  социально-педагогической  поддержки  обучающихся, находящихся в
социально опасном положении;
       разрешение конфликтных ситуаций в коллективе несовершеннолетних и их предупреждение.
3. Совет профилактики осуществляет следующие функции:
      рассматривает поступившую информацию о выявлении несовершеннолетних, находящихся в
социально опасном положении; принимает решение о признании несовершеннолетних находящимися в
социально опасном положении;
     организует индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними, указанными в части
первой статьи 5 Закона Республики Беларусь от 31 мая 2003 года «Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
(Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 64, 2/949), за исключением
несовершеннолетних, содержащихся в приемниках-распределителях для несовершеннолетних;
       анализирует выполнение индивидуальных планов защиты прав и законных интересов
несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
      отменяет решения о признании несовершеннолетних находящимися в социально опасном
положении в случае устранения причин, повлекших признание детей находящимися в социально
опасном положении;
       принимает  меры  по  предупреждению  безнадзорности,  беспризорности, правонарушений или
иных антиобщественных действий несовершеннолетних;
       осуществляет анализ причин и условий, способствующих безнадзорности и совершению
правонарушений несовершеннолетними, обучающимися в учреждении образования, нарушению их прав
и законных интересов;
       координирует проводимую в учреждении образования работу по вовлечению несовершеннолетних,
находящихся в социально опасном положении, в отношении которых проводится индивидуальная
профилактическая работа, в объединения по интересам для освоения содержания образовательной
программы дополнительного образования детей и молодежи;
        принимает участие в пропаганде правовых знаний среди несовершеннолетних, их родителей,
опекунов (попечителей);
       осуществляет иные функции по профилактике безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних, защите их прав, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.
        Совет  профилактики,  создаваемый  в  специальных  лечебно-воспитательных учреждениях,
специальных учебно-воспитательных учреждениях, выполняет функции, определенные в абзацах
четвертом, седьмом-одиннадцатом части первой настоящего пункта.
        Совет  профилактики,  создаваемый  в  специальных  лечебно-воспитательных учреждениях
дополнительно при комплексной реабилитации несовершеннолетних, потребление которыми
наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих
веществ, употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива установлены в соответствии
с законодательством Республики Беларусь, не реже одного раза в квартал рассматривает результаты
реализации основной индивидуальной реабилитационной программы.
4.   Совет профилактики в соответствии с возложенными на него задачами и
функциями рассматривает:
      материалы, поступившие в учреждение образования из органов, учреждений и иных организаций, 
осуществляющих  профилактику  безнадзорности  и  правонарушений несовершеннолетних;
      обращения несовершеннолетних, их родителей, опекунов (попечителей) по вопросам защиты прав и
законных интересов несовершеннолетних;
      иные материалы по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних.
5. Решение о создании совета профилактики оформляется приказом руководителя учреждения
образования.
         В состав совета профилактики входят председатель, являющийся по должности руководителем
учреждения образования, заместитель председателя, секретарь совета профилактики и иные члены
совета профилактики из числа сотрудников органов, учреждений и иных организаций, осуществляющих
профилактику безнадзорности и правонарушений  несовершеннолетних,  а  также  представителей 
общественных объединений с их согласия.
        Персональный состав и численность совета профилактики определяются на начало календарного
года приказом руководителя учреждения образования. В течение года в состав совета профилактики в
случае необходимости приказом руководителя учреждения образования вносятся изменения.
6. На  заседание  совета  профилактики  могут  приглашаться  представители
государственных и общественных организаций, педагогические работники других учреждений
образования и другие заинтересованные лица.
7. Непосредственное руководство деятельностью совета профилактики осуществляет председатель
совета профилактики, а в его отсутствие - заместитель председателя совета профилактики.
8. Председатель совета профилактики:
     организует работу совета профилактики;
     утверждает план работы совета профилактики;
     утверждает повестку заседания совета профилактики;
     осуществляет  систематический  контроль  выполнения  принятых  решений, анализирует их
выполнение.
9. Заместитель председателя совета профилактики:
     анализирует эффективность организации воспитательной и профилактической работы в учреждении
образования;
      готовит материалы к заседанию совета профилактики;
      проводит правовую пропаганду среди несовершеннолетних, педагогического коллектива и
общественности;
      планирует работу совета профилактики;
      выполняет иные задачи, определяемые председателем совета профилактики.
10. Секретарь  совета  профилактики  избирается  из  числа  членов  совета
профилактики на первом заседании совета профилактики.
11. Секретарь совета профилактики:
      обеспечивает подготовку заседаний совета профилактики и организационно- техническое
сопровождение его деятельности;
       информирует членов совета профилактики и приглашенных лиц о времени и месте заседаний,
повестке заседания совета профилактики не менее чем за 10 календарных дней до его проведения;
       оформляет протокол заседания совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних (далее - протокол) по форме согласно приложению 1 к
настоящему Положению;
       обеспечивает ознакомление всех членов совета профилактики с материалами заседания и
протоколом.
12. Члены совета профилактики имеют право:
вносить  на  рассмотрение  совета  профилактики  вопросы,  связанные  с совершенствованием  работы 
учреждения  образования  в  сфере  профилактики безнадзорности и правонарушений;
       участвовать в обсуждении вопросов, рассматриваемых на совете профилактики, вносить
предложения по ним.
13. Члены совета профилактики обязаны:
      посещать заседания совета профилактики, принимать активное участие в его работе и обеспечивать
выполнение принятых решений;
      обеспечивать своевременную подготовку материалов к очередному заседанию совета профилактики;
      знакомиться с протоколом путем проставления соответствующих отметок (подписи и даты
ознакомления).
14. Деятельность совета профилактики осуществляется в соответствии с планом работы  совета 
учреждения  образования  по  профилактике  безнадзорности  и правонарушений несовершеннолетних
по форме согласно приложению 2 к настоящему Положению, который составляется на календарный
год, рассматривается на заседании совета профилактики и утверждается председателем совета
профилактики.
15.   Заседания совета профилактики проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в
месяц.
       Заседания совета профилактики считаются правомочными, если в них принимает участие не менее
двух третьих членов его состава.
      Очередность  рассмотрения  вопросов  на  заседании  совета  профилактики определяется повесткой
заседания совета профилактики, которая включает в себя:
     основной вопрос, включенный в план работы совета профилактики;
     рассмотрение материалов, поступивших в учреждение образования из органов, учреждений и иных
организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,
а также докладных записок педагогических и иных работников учреждения образования, лиц,
осуществляющих охрану помещений учреждения образования по вопросам профилактики и
правонарушений, девиантного поведения  обучающихся  либо  нарушения  прав  и  законных  интересов
несовершеннолетних и иным вопросам;
      рассмотрение результатов выполнения индивидуальных планов защиты прав и законных интересов
несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, индивидуальной
профилактической работы в отношении несовершеннолетних, указанных в части первой статьи 5 Закона
Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности  и  правонарушений 
несовершеннолетних»,  за  исключением несовершеннолетних,  содержащихся  в  приемниках-
распределителях  для несовершеннолетних.
16. По вопросам, обсуждаемым на заседаниях совета профилактики, выносятся решения с указанием
сроков исполнения и лиц, ответственных за исполнение.
      Решения принимаются двумя третями голосов от состава совета. В случае равенства голосов
считается принятым решение, за которое проголосовал председатель совета профилактики, а в его
отсутствие - заместитель председателя совета профилактики.
17. Результаты заседания совета профилактики оформляются протоколом.
      Протокол подписывается заместителем председателя совета профилактики и секретарем совета
профилактики.
       Протокол совета профилактики утверждается приказом руководителя учреждения образования и
является обязательным для исполнения всеми педагогическими и иными работниками учреждения
образования, обучающимися.
      Выписка из протокола в трехдневный срок после принятия решения направляется родителям,
опекунам (попечителям) несовершеннолетних, в отношении которых принято соответствующее решение
совета профилактики.
18. Решение совета профилактики может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством
Республики Беларусь.

Приложение 1
                                                                   к Положению о совете учреждения
                                                                   образования по профилактике
                                                                    безнадзорности и правонарушений
                                                                   несовершеннолетних
                                                                                                                 Форма
                                                               УТВЕРЖДЕНО
                                                               Приказ ________________________
                                                                            (должность руководителя)
                                                              ________________________________
                                                                            (учреждение образования)
                                                             _______________ 20 ___ г. № ______
Протокол
от _________ 20__ г. № ____
заседания совета учреждения образования _______ по профилактике безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних
Место проведения:
Присутствовали:
(фамилия, инициалы, должность) председатель совета профилактики
(фамилия, инициалы, должность) заместитель председателя совета профилактики
(фамилия, инициалы, должность) секретарь совета профилактики

Члены совета профилактики:
(фамилии, инициалы, должности)

Приглашенные:
(фамилии, инициалы, должности)
(фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) несовершеннолетнего)
(фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) родителей, опекунов или
попечителей несовершеннолетнего)
ПОВЕСТКА ЗАСЕДАНИЯ СОВЕТА ПРОФИЛАКТИКИ:
1. Основной вопрос
____________________________________________________________
СЛУШАЛИ: __________________________________________________________________
(фамилия, инициалы докладчика, тезисы выступления)
_____________________________________________________________________________
РЕШИЛИ:
2. Рассмотрение материалов, поступивших в учреждение образования из органов, учреждений и иных
организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,
а также докладных записок педагогических и иных работников учреждения образования, лиц,
осуществляющих охрану помещений учреждения образования по вопросам профилактики и
правонарушений, девиантного поведения  обучающихся  либо  нарушения  прав  и  законных  интересов
несовершеннолетних и иным вопросам.
СЛУШАЛИ: _________________________________________________________________
(фамилия, инициалы докладчика, тезисы выступления)
_____________________________________________________________________________
РЕШИЛИ:
3. Рассмотрение результатов выполнения индивидуального плана защиты прав и законных интересов
несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении
_____________________________________________________________________________
(фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) обучающегося)
_____________________________________________________________________________
СЛУШАЛИ: _________________________________________________________________
(фамилия, инициалы докладчика, тезисы выступления)
_____________________________________________________________________________
РЕШИЛИ:
4. Контроль за выполнением поручений, содержащихся в настоящем протоколе, возложить на
________________________________________________________________
(фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется), должность)
Ответственным исполнителям информацию о выполнении поручений представить к очередному
заседанию совета профилактики.

Заместитель председателя
совета профилактики
_____________________  ________________ _________________________
             (дата)                          (подпись)                  (инициалы, фамилия)
Секретарь
совета профилактики
_____________________  ________________ _________________________
              (дата)                          (подпись)                  (инициалы, фамилия)

                                                                   Приложение 2
                                                                        к Положению о совете учреждения
                                                                   образования по профилактике
                                                                        безнадзорности и правонарушений
                                                                   несовершеннолетних
                                                                                                                  Форма
                                                                УТВЕРЖДАЮ
                                                               _________________________________
                                                                                (должность)
                                                             _________________________________
                                                                        (инициалы, фамилия)
                                                            ________________ ________________
                                                                   (подпись)                  (дата)
                                                                       М.П.
                                                                                                         
ПЛАН РАБОТЫ
совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних
на _______ год
п/п    Рассматриваемый    Дата проведения заседания             Ответственные
                                          совета учреждения образования      исполнители
                                          по профилактике безнадзорности
                                          и правонарушений
                                          несовершеннолетних
               

Заместитель председателя
совета профилактики
_____________________  ________________ _________________________
             (дата)                           (подпись)             (инициалы, фамилия)





Приложение
к постановлению Совета Министров Республики Беларусь
15.01.2019№ 22

Критерии и показатели социально опасного положения

1.
Родителями не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка (детей):
(родители допускают оставление ребенка (детей) без пищи

родители допускают систематическое отсутствие пищи, предназначенной для питания ребенка (детей) (для детей раннего возраста - от 0 до 3 лет, детей дошкольного возраста - от 3 до 6 лет, детей школьного возраста - от 6 лет и старше), отвечающей соответствующим физиологическим потребностям детского организма и не причиняющей вред здоровью ребенка соответствующего возраста

родители допускают проживание ребенка (детей) в жилых помещениях, в которых печи, теплогенерирующие агрегаты, газовое оборудование, электрические сети, электроприборы не соответствуют требованиям технических нормативных правовых актов либо эксплуатационной документации на них, неработоспособны, демонтированы устройства автоматического (автономного) обнаружения и оповещения о пожаре, надворные постройки и придомовая территория не соответствуют требованиям пожарной безопасности и имеются условия, создающие непосредственную угрозу возникновения пожара

родители систематически не выполняют рекомендации медицинских работников по диагностике, лечению и (или) медицинской реабилитации ребенка (детей), что угрожает его (их) жизни и (или) здоровью
родители препятствуют получению ребенком обязательного общего базового образования (в любой форме его получения).


2.
Родителями не обеспечивается надзор за поведением ребенка и его образом жизни, вследствие чего ребенок совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения либо преступления:

(в отношении родителей ребенка (детей) в возрасте  до 14 лет неоднократно в течение года установлены факты привлечения к административной ответственности по статье 9.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях
в отношении родителей ребенка (детей) в возрасте старше 14 лет в рамках административного либо уголовного процессов установлены факты, подтверждающие что они не контролируют его (их) поведение и местонахождение, вследствие чего ребенок (дети) привлечен к административной либо уголовной ответственности).


3.
Родители ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка (детей), злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним (ними), в связи с чем имеет место опасность для жизни и (или) здоровья ребенка (детей)

(в отношении родителей установлены факты привлечения к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных статьями 9.1, 17.1, частью третьей статьи 17.3, статьями 17.4, 17.5, 17.8 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях
в отношении родителей установлены факты потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребления ими алкогольных напитков, по результатам чего к ним применялись меры профилактического воздействия
установлены факты жестокого обращения родителей с ребенком, физического и (или) психологического насилия по отношению к нему

УТВЕРЖДЕНО
Постановление Совета Министров Республики Беларусь
15.01.2019№ 22

ПОЛОЖЕНИЕ
опорядке признания детей находящимися в социально опасном положении

ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.Настоящим Положением определяется порядок признания детей находящимися в социально опасном положении, включающий выявление детей, находящихся в социально опасном положении, порядок и сроки проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка, взаимодействие органов опеки и попечительства, иных организаций, уполномоченных законодательством осуществлять защиту прав и законных интересов детей (далее - государственные органы, государственные и иные организации), с семьей при реализации мероприятий, направленных на устранение социально опасного положения и обеспечение контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей.
2.Для целей настоящего Положения используются термины и их определения в значениях, установленных Кодексом Республики Беларусь о браке и семье, Законом Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. № 200-З ”Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних“, иными актами законодательства, а также следующие термины и их определения:
выявление детей, находящихся в социально опасном положении, - комплекс действий государственных органов, государственных и иных организаций по выявлению обстановки, при которой не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка, не обеспечивается надзор за его поведением и образом жизни, родители ведут аморальный образ жизни, в связи с чем имеет место опасность для жизни или здоровья ребенка (далее - неблагоприятная для детей обстановка);
социальное расследование - деятельность государственных органов, государственных и иных организаций по изучению положения и обследованию условий жизни и воспитания ребенка (детей) в семьях, в отношении которого поступила информация о неблагоприятной для детей обстановке;

признание ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении - принятие по итогам социального расследования решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении в установленном настоящим Положением порядке, на основании которого осуществляется реализация мероприятий по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки;
мероприятия по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки (далее - мероприятия), - совместная деятельность государственных органов, государственных и иных организаций с семьей, направленная на устранение причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки.

ГЛАВА 2
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ИНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

3.Государственные органы, государственные и иные организации в пределах своей компетенции участвуют:
в выявлении детей, находящихся в социально опасном положении; в организации и проведении социального расследования;
в принятии решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении;
в реализации мероприятий.
4.В деятельности, указанной в пункте 3 настоящего Положения, в пределах своей компетенции участвуют следующие государственные органы и государственные организации:
местные исполнительные и распорядительные органы;
комиссии по делам несовершеннолетних городских, районных исполнительных комитетов (местных администраций районов в городах) (далее - комиссии по делам несовершеннолетних);
структурные подразделения городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере образования (далее - отделы образования);
учреждения образования; организации здравоохранения;
структурные подразделения городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере труда, занятости и социальной защиты (далее - органы по труду, занятости и социальной защите);

территориальные центры социального обслуживания населения, центры социального обслуживания семьи и детей;
территориальные органы внутренних дел;
органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям;
структурные подразделения городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющие жилищно-коммунальные услуги;
государственные организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилые помещения государственного жилищного фонда в общежитиях.
Иные организации участвуют в выявлении детей, находящихся в социально опасном положении, социальном расследовании и реализации мероприятий в пределах своей компетенции.
5.Координацию деятельности государственных органов, государственных и иных организаций, указанной в пункте 3 настоящего Положения, осуществляют координационные советы, создаваемые в соответствии с частью второй пункта 28 Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 ”О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях“ (далее - координационные советы).

ГЛАВА 3
ВЫЯВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ

6.Государственные органы, государственные и иные организации выявляют неблагоприятную для детей обстановку при осуществлении своей деятельности в соответствии с возложенными на них задачами и в пределах своей компетенции:
отделы образования, учреждения образования - при организации учета детей, подлежащих обучению на уровне общего среднего образования, анализе участия родителей в образовательном процессе, при осуществлении контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей в семьях, в которые возвращены дети после помещения на государственное обеспечение, в том числе после восстановления родителей в родительских правах, при анализе обращений граждан;
организации здравоохранения - при оказании медицинской помощи или медицинских услуг, в том числе при патронажах, вызове врача на дом, при выездах скорой медицинской помощи, медицинском наблюдении и

оказании медицинской помощи женщинам во время беременности, родов и в послеродовом периоде, в других случаях оказания медицинской помощи или медицинских услуг;
органы по труду, занятости и социальной защите, территориальные центры социального обслуживания населения, центры социального обслуживания семьи и детей - при назначении пособий и пенсий, государственной адресной социальной помощи, оказании социальных услуг, осуществлении иных функций;
территориальные органы внутренних дел - при посещении по месту жительства лиц, состоящих на профилактическом учете, при проведении с несовершеннолетними индивидуальной профилактической работы, в том числе при посещении семей на дому, в рамках рассмотрения в установленном порядке заявлений и сообщений граждан и юридических лиц;
органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям - при проведении пожарно-профилактической работы;
организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда  и (или) предоставляющие жилищно-коммунальные услуги, - при выявлении фактов невнесения платы по погашению задолженности лицами, имеющими на воспитании детей, которые были в установленном законодательством порядке предупреждены о необходимости погашения такой задолженности;
государственные организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилые помещения государственного жилищного фонда в общежитиях, - при продлении или расторжении договора найма жилого помещения государственного жилищного фонда в общежитии в отношении граждан, имеющих на воспитании детей и систематически нарушающих правила внутреннего распорядка в общежитии.
Иные организации выявляют неблагоприятную для детей обстановку в пределах своей компетенции.
7.При выявлении неблагоприятной для детей обстановки государственные органы, государственные и иные организации незамедлительно информируют об этом отдел образования по месту нахождения детей.
8.Отдел образования не позднее одного рабочего дня, следующего за днем поступления информации о неблагоприятной для детей обстановке, направляет ее в учреждение образования, в котором обучается (воспитывается) ребенок (дети), или в социально-педагогический центр по месту проживания (нахождения) ребенка (детей) - в отношении ребенка (детей) в возрасте до 3 лет либо ребенка (детей), который не зачислен в учреждение образования.

ГЛАВА 4
ПРОВЕДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ

9.Руководителем учреждения образования (социально-педагогического центра) в течение одного рабочего дня, следующего  за днем получения информации о неблагоприятной для детей обстановке, принимается решение, которым определяются персональный состав комиссии по проведению социального расследования (далее - комиссия), срок его проведения, не превышающий 15 рабочих дней, порядок и срок обследования условий жизни и воспитания ребенка, дата проведения заседания совета учреждения образования (социально-педагогического центра) по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее - совет профилактики).
10.К проведению социального расследования учреждение образования (социально-педагогический центр) при необходимости привлекает специалистов государственных органов, государственных и иных организаций, указанных в пункте 4 настоящего Положения, по месту жительства детей, направив письменное уведомление.
11.Обследованиеусловийжизниивоспитанияребенка(детей) проводится комиссией не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за днемпринятияруководителемучрежденияобразования(социально- педагогического центра) решения, указанного в пункте 9 настоящего Положения. Составляется акт обследования условий жизни и воспитания ребенка (детей), в котором отражаются сведения о ребенке (детях), родителях ребенка,иныхгражданах,проживающихсовместноссемьейи участвующих в воспитании ребенка (детей), а также о наличии либо отсутствиикритериеви  показателейсоциально опасного положения, установленныхпостановлением,которымутвержденонастоящее
Положение.
Акт обследования условий жизни и воспитания ребенка (детей) подписывается членами комиссии и представляется для ознакомления родителям ребенка (детей). При отказе родителей от ознакомления с актом в нем делается отметка об этом с указанием причин отказа.
12.При проведении социального расследования в соответствии с законодательством осуществляется сбор информации о ребенке (детях) и его родителях, имеющей значение для принятия решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении.
Предложения о мероприятиях формируются государственными органами, государственными и иными организациями при проведении социального расследования. При обследовании условий жизни и воспитания ребенка (детей) оценивается возможность участия каждого из родителей, других членов семьи в реализации мероприятий.

По результатам социального расследования готовятся обобщенная информация и предложения о мероприятиях.
13.Совет профилактики рассматривает акт обследования условий жизни и воспитания ребенка (детей) и информацию по результатам социального расследования и принимает одно из следующих решений:
обратитьсявкоординационныйсоветдляпринятиярешенияо признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении; рекомендовать родителям в течение трех рабочих дней обратиться за оказанием социальных услуг по устранению трудной жизненной ситуации
в соответствии с законодательством.
14.В соответствии с принятым решением в координационный совет не позднее трех рабочих дней после проведения заседания совета профилактики направляются выписка из решения совета профилактики, акт обследования условий жизни и воспитания ребенка (детей), информация по результатам социального расследования и предложения о мероприятиях.
В государственный орган, государственную и иную организацию, предоставляющие указанные в абзаце третьем пункта 13 настоящего Положения социальные услуги, в течение одного рабочего дня после проведения заседания совета профилактики направляется выписка из решения совета профилактики.

ГЛАВА 5
ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ РЕБЕНКА (ДЕТЕЙ) НАХОДЯЩИМСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ, КОНТРОЛЬ ЗА ЕГО ИСПОЛНЕНИЕМ
И ОБЖАЛОВАНИЕ ТАКОГО РЕШЕНИЯ

15.Материалы, указанные в части первой пункта 14 настоящего Положения, рассматриваются координационным советом в течение 14 дней.
О дате и времени проведения заседания координационного совета в обязательном порядке уведомляются родители.
Координационный совет принимает одно из следующих решений: признатьребенка(детей)находящимсявсоциальноопасном
положении и определить мероприятия, обязательные для исполнения родителями и государственными органами, государственными и иными организациями;
рекомендовать родителям в течение трех рабочих дней обратиться за оказанием социальных услуг по устранению трудной жизненной ситуации в соответствии с законодательством.
16.Решение о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении, включающее мероприятия, в течение трех рабочих

дней со дня его принятия направляется родителям, государственным органам, государственным и иным организациям, ответственным за его реализацию.
17.Исполнение решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении не реже одного раза в квартал рассматривается координационным советом.
18.Координационный совет по результатам анализа исполнения родителями и государственными органами, государственными и иными организациями решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении принимает решение:
овнесении изменений и дополнений в решение о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении, в том числе о включении дополнительных мероприятий, изменении сроков их исполнения, ответственных исполнителей;
онаправлении в комиссию по делам несовершеннолетних ходатайства о необходимости признания ребенка (детей) нуждающимся в государственной защите;
опрекращении исполнения решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении в связи с переездом семьи на новое место жительство, в случае устранения причин, повлекших признание ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении, или по достижении ребенком возраста восемнадцати лет, в случае избрания для него меры пресечения в виде заключения под стражу, осуждения его к наказанию в виде ареста или лишения свободы, в случае смерти ребенка, а также объявления его умершим либо признания безвестно отсутствующим в установленном законодательством порядке.
19.При изменении места жительства ребенка (детей), признанного находящимся в социально опасном положении, учреждение образования (социально-педагогический центр) информирует координационный совет по новому месту жительства семьи и направляет решение о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении и мероприятия.
20.Учет детей, находящихся в социально опасном положении, осуществляют отделы образования либо уполномоченные ими учреждения образования (социально-педагогические центры) в порядке, установленном законодательством.
21.Решение о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении может быть обжаловано родителями в городские, районные исполнительные комитеты, местные администрации районов в городах по месту принятия решения, а затем в суд.
Обжалование решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении не приостанавливает его исполнение.

ГЛАВА 6 РЕАЛИЗАЦИЯ МЕРОПРИЯТИЙ

22.Реализацию мероприятий обеспечивают:
22.1.городские, районные исполнительные комитеты (местные администрации районов в городах), которые в пределах своей компетенции:
организуют работу по профилактике семейного неблагополучия, насилия в семье, жестокого обращения с детьми, безнадзорности и правонарушений детей;
принимают в установленном законодательством порядке решения о даче согласия на отчуждение собственниками жилых помещений или об отказе в отчуждении собственниками жилых помещений, в которых проживают в качестве членов семей собственников жилых помещений дети, признанные находящимися в социально опасном положении;
формируют и вносят для утверждения в Советы депутатов региональные комплексы мероприятий по вопросам социальной поддержки детей и семей, воспитывающих детей (в том числе оказание помощи к учебному году);
22.2.сельские, поселковые исполнительные комитеты, которые в пределах своей компетенции оказывают помощь семьям, находящимся в социально опасном положении, в решении бытовых, жилищных и иных вопросов;
22.3.комиссии по делам несовершеннолетних, которые в пределах своей компетенции:
в установленном законодательством порядке принимают меры по защите прав и законных интересов ребенка (детей), находящегося в социально опасном положении;
организуют оказание помощи по обучению, трудовому и бытовому устройству ребенку (детям), досрочно прекратившему образовательные отношения и признанному находящимся в социально опасном положении;
22.4.отделы образования, которые в пределах своей компетенции: обеспечиваютреализациюправаребенка(детей)наполучение
образования;
обеспечивают доступность образования, в том числе лицам с особенностями психофизического развития в соответствии с их состоянием здоровья и познавательными возможностями, на всех уровнях основного образования и при получении дополнительного образования;
осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания и образования ребенка (детей), признанного находящимся в социально опасном положении;

обеспечивают учет детей, признанных находящимися в социально опасном положении;
22.5.учреждения образования (социально-педагогические центры), которые в пределах своей компетенции:
создают специальные условия для получения образования лицами с особенностями психофизического развития и оказания им коррекционно- педагогической помощи;
оказывают психологическую помощь и социально-педагогическую поддержку ребенку (детям) и родителям;

осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания и образования ребенка (детей), признанного находящимся в социально опасном положении;
1.1. организации здравоохранения, которые в пределах своей компетенции:
в установленном законодательством порядке оказывают медицинскую помощь;
консультируют родителей по вопросам организации условий быта, ухода, питания ребенка (детей);
обучают родителей навыкам ухода за новорожденными детьми и детьми раннего возраста;
консультируют родителей и других членов семьи по вопросам формирования здорового образа жизни;
осуществляют контроль за выполнением медицинских рекомендаций по профилактике, диагностике, лечению и медицинской реабилитации ребенка (детей);
обеспечивают медицинское наблюдение, в том числе на дому, детей дошкольного возраста и детей-инвалидов;
1.2. органы по труду, занятости и социальной защите, территориальные центры социального обслуживания населения, центры социального обслуживания семьи и детей, которые в пределах своей компетенции:
в соответствии с законодательством назначают пенсии, пособия;
в установленном законодательством порядке оказывают государственную адресную социальную помощь семье, иные виды помощи, участвуют в распределении безвозмездной (спонсорской) помощи в натуральной форме, иностранной безвозмездной помощи, а также помощи (пожертвований), полученной от физических лиц;
в установленном законодательством порядке оказывают социальные услуги, в том числе пострадавшим от насилия в семье;
участвуют в профилактических мероприятиях по противодействию домашнему насилию;
в соответствии с законодательством при необходимости оказывают содействие родителям в трудоустройстве;
1.3. территориальные органы внутренних дел, которые в пределах своей компетенции:
проводят беседы с членами семьи по правовым вопросам и соблюдению требований законодательства;
при необходимости осуществляют подготовку документов для направления родителей, других членов семьи в лечебно-трудовые профилактории;
1.4. органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям, которые в пределах своей компетенции проводят информационно-разъяснительную работу о необходимости соблюдения требований пожарной безопасности;
1.5. структурные подразделения городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере жилищно-коммунального хозяйства, которые в пределах своей компетенции и при наличии оснований:
оказывают содействие в постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных
условий;
реализуют меры по осуществлению ремонта в жилых помещениях государственного жилищного фонда по месту жительства семьи, ребенок (дети) в которой находится в социально опасном положении;
1.6. организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющие жилищно-коммунальные услуги, которые в пределах своей компетенции уведомляют родителей об имеющейся задолженности по оплате коммунальных услуг.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
15 января 2019 г. № 7/5/13

Об утверждении Инструкции о порядке действий работников учреждений образования, здравоохранения и сотрудников органов внутренних дел при выявлении факторов риска
суицидальных действий у несовершеннолетних

ИНСТРУКЦИЯ
УТВЕРЖДЕНО
Постановление
Министерства здравоохранения Республики Беларусь,
Министерства образования Республики Беларусь и Министерства внутренних дел Республики Беларусь 15.01.2019 № 7/5/13
о порядке действий работников учреждений образования, здравоохранения и сотрудников органов внутренних дел при выявлении факторов риска суицидальных действий у несовершеннолетних

1. Настоящая Инструкция определяет порядок действий работников учреждений образования, здравоохранения и сотрудников органов внутренних дел при выявлении факторов риска суицидальных действий у
несовершеннолетних.
2. Для целей настоящей Инструкции используются основные термины и их определения в значениях, установленных Кодексом Республики Беларусь об образовании, Законом Республики Беларусь от 18 июня 1993 года
«О здравоохранении» (Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь, 1993 г., № 24, ст. 290; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 159, 2/1460), Законом Республики Беларусь от 1 июля 2010 года «Об оказании психологической помощи» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 170, 2/1708), Законом Республики Беларусь от 31 мая 2003 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 64, 2/949), а также следующие термины и их определения:
факторы риска суицидальных действий у несовершеннолетнего - внешние или внутренние условия, обстоятельства, провоцирующие несовершеннолетнего совершить осознанные преднамеренные действия, направленные на добровольное лишение себя жизни;
проявление суицидального поведения - осознанное преднамеренное действие, направленное на добровольное лишение себя жизни (суицидальная попытка или самоубийство), а также проявление суицидальной активности, включающей в себя суицидальные намерения, высказывания, угрозы;
суицидальные угрозы - намерения и действия, выраженные в устной, письменной или какой-либо иной форме, свидетельствующие о наличии у несовершеннолетнего суицидальной активности и вероятности совершения суицидальных действий.
3. К факторам высокого риска суицидальных действий у несовершеннолетнего следует
относить:
сведения о совершении попытки суицида; намеренное нанесение самоповреждений; демонстрация суицидальных угроз.
4. Выявление факторов риска суицидальных действий у несовершеннолетнего осуществляется в пределах компетенции педагогическими работниками учреждений образования (далее - педагогические работники), медицинскими работниками
и

психологами организаций здравоохранения
(далее - работники организаций здравоохранения) и сотрудниками органов внутренних дел (далее, если не указано иное, - субъекты профилактики).
5. Работники организаций здравоохранения осуществляют выявление факторов риска суицидальных действий у несовершеннолетнего при посещении несовершеннолетним и его законным представителем учреждений
здравоохранения.
6. Педагогические работники осуществляют выявление факторов риска суицидальных действий у несовершеннолетних при осуществлении социально- педагогической поддержки обучающихся и оказании им психологической
помощи.
7. Сотрудники органов внутренних дел осуществляют выявление факторов риска суицидальных действий у несовершеннолетнего при совершении несовершеннолетним противоправных действий и проведении с ним индивидуальной профилактической работы.
8. При выявлении факторов риска суицидальных действий у несовершеннолетнего субъекты профилактики в течение одного рабочего дня информируют законного представителя несовершеннолетнего о
возможностях:
получения психологической помощи и социально-педагогической поддержки в учреждении образования по месту обучения несовершеннолетнего;
получения психиатрической (психотерапевтической) и психологической помощи в организации здравоохранения, оказывающей указанные виды помощи, по месту жительства (месту пребывания) несовершеннолетнего;
ограничения доступа к информации глобальной компьютерной сети Интернет, которая может причинить вред здоровью и развитию детей, поставщиками интернет-услуг по запросу пользователей, а также путем установления на персональный компьютер программного обеспечения с функцией «родительского контроля».
9. Субъекты профилактики при выявлении факторов риска суицидальных действий у несовершеннолетнего с письменного согласия законного представителя несовершеннолетнего, оформленного по форме согласно приложению, в течение одного рабочего дня направляют информацию о несовершеннолетнем в учреждение образования по месту обучения несовершеннолетнего, организацию здравоохранения, оказывающую психиатрическую (психотерапевтическую) и психологическую помощь, по месту жительства (месту пребывания) несовершеннолетнего.
В информации указываются фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) несовершеннолетнего, дата рождения, адрес места жительства (места пребывания) несовершеннолетнего, сведения о его законных представителях, имеющиеся факторы риска суицидальных действий у несовершеннолетнего, проявления суицидального поведения, предпринятые меры, их эффективность.
10. В рамках профилактической работы субъекты профилактики имеют право письменно ходатайствовать о приглашении законного представителя несовершеннолетнего на заседание комиссии по делам несовершеннолетних районного, городского исполнительных комитетов, местной администрации района в городе в целях защиты, восстановления и реализации прав и законных интересов
несовершеннолетнего.
11. В случае выявления факторов риска суицидальных действий у несовершеннолетнего либо получения соответствующей информации педагогические работники в течение одного рабочего дня с момента выявления или поступления информации предлагают несовершеннолетнему, его законному представителю психологическую помощь и социально-педагогическую поддержку в учреждении образования, в случае их согласия - обеспечивают оказание несовершеннолетнему и его законному представителю психологической помощи и социально-педагогической поддержки в учреждении образования.
12. В случае обращения в организацию здравоохранения несовершеннолетнего, имеющего факторы риска суицидальных действий, его законного представителя работники организации здравоохранения
обеспечивают:
12.1. оказание несовершеннолетнему специализированной медицинской и психологической помощи в день обращения;
12.2. передачу информации о несовершеннолетних  мужского  пола  в  возрасте 15-17 лет, имеющих факторы риска суицидальных действий у несовершеннолетнего, в районные (городские) военные комиссариаты по месту жительства (месту пребывания) несовершеннолетнего с согласия законного
представителя.
13. Сотрудники органов внутренних дел обеспечивают охрану общественного порядка по месту жительства (месту пребывания) несовершеннолетнего, имеющего факторы риска суицидальных действий, при оказании ему медицинской помощи в случае наличия угрозы жизни и здоровью несовершеннолетнего и (или) иных
лиц.
14. При получении информации о несовершеннолетнем, демонстрирующем прямые суицидальные угрозы и (или) находящемся в состоянии активных суицидальных действий, субъекты профилактики принимают необходимые меры по предотвращению совершения суицида несовершеннолетним и осуществляют незамедлительное выполнение мероприятий, изложенных в пунктах 8, 9, 11-13 настоящей Инструкции, в целях информирования законного представителя о суицидальных действиях несовершеннолетнего и обеспечения оказания ему своевременной психологической и медицинской помощи в порядке, установленном законодательством.


Приложение
к Инструкции о порядке действий работников учреждений образования,
здравоохранения и сотрудников органов внутренних дел при выявлении факторов риска суицидальных действий
у несовершеннолетних

Форма

Руководителю
(фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется)

(наименование учреждения образования, здравоохранения)
от
(фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) законного представителя несовершеннолетнего)
адрес проживания


Я, ,
согласен
(фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) законного представителя несовершеннолетнего)
с представлением сведений о несовершеннолетнем

(фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) несовершеннолетнего)
в
(наименование учреждения образования, здравоохранения)


(дата) (подпись) (инициалы