Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию Миорского райисполкома

Государственное учреждение образования
"Миорский районный социально-педагогический центр"

Консультации психолога

Обратите внимание
Стресс: как его преодолеть?
    Если человек умеет избавляться от отрицательных последствий стресса, то это явление может иметь положительное значение в виде приобретенного пусть даже отрицательного опыта. Но этого чаще не происходит, и эмоциональное напряжение накапливается в мышцах. Овладение способами снятия накопившегося напряженияодин из способов борьбы с губительными последствиями стрессов. Не умаляя значения этого подхода, отметим, что эффективнее всегда бороться с причиной, чем со следствием.
Психологический стресс могут вызвать любые значимые жизненные обстоятельства: урок, общение с друзьями, предстоящий разговор с родителями или учителем, правила или отметки, покупка нового платья и т.д. Будет неправильным считать, что стрессэто плохо. Действительно, в состоянии стресса могут наблюдаться ухудшение внимания, памяти, мышления, неадекватность оценки ситуации, чрезмерная двигательная активность, либо заторможенность и т.д. Но стресс и приумножает силы человека, мобилизуя его внутренние ресурсы для преодоления возникшего препятствия, достижения поставленной цели. Положительные эффекты проявляются в повышении работоспособности. Можно сказать, что в некоторых случаях стресс добавляет интереса к жизни, заставляет тянуться вверх, помогает быстрее думать и действовать. Именно стресс помогает достичь успехов в спорте, активизирует мыслительную деятельность, память, внимание. Когда мы сталкиваемся с трудностями, то, пытаясь преодолеть их, испытываем либо горечь неудачи, либо радость победы. Когда же проблем нет, мы зачастую испытываем утрату интереса и ощущаем апатию. Селье отмечал, что различным людям для счастья нужно различное количество стресса, подчеркивая его положительное значение и человеческую индивидуальность. Он полагал, что даже в состоянии полного расслабления спящий человек испытывает некоторый стресс, и приравнивал его отсутствие к смерти.

       Способы снятия стресса:
Физические упражнения
Советуем вам погулять, сделать пробежку, покататься на велосипеде, сходить на танцы, в бассейн или поиграть в теннис.
Расслабление
а) сядьте поудобнее или садитесь, закройте глаза. Сконцентрируйтесь на расслаблении каждой части вашего тела, начиная с кончиков пальцев ног и до макушки. Когда вы полностью расслабитесь, продолжайте спокойно лежать или сидеть, наслаждайтесь этим ощущением;
б) чередуйте напряжение мышц с их расслаблением ( 5-7 секунд напряжение, 20-30 секунд расслабление). Эта процедура снимает стресс и способствует крепкому сну.

Отрыв от повседневности
а) поездка в отпуск или на выходные дни. День или два вдали от дома обеспечат необходимый для восстановления сил перерыв, дадут возможность со стороны посмотреть на ваши проблемы и существенно ослабят стресс.
б) театр, кино, телевидение, книги. Хороший фильм, интересная телепередача или книга могут ослабить стресс;
в)образы. Представьте себе приятную, мирную картину. Это может быть озеро, луг, пляж, лес, река, пустыня или любое другое место, которое вам действительно нравиться. Почувствуйте все цвета. Звуки и запахи. Сохраняйте образ в течение нескольких минут;
Массаж
Эта процедура полезна и когда ее проводят близкие специалисты, и когда вы занимаетесь этим сами. Самомассаж головы, шеи, плеч и ступней приносит мгновенное облегчение.
Снижение темпа жизни
Один из самых простых способов уменьшить стресс - это просто снизить темп жизни.
Пересмотр жизненных позиций
Не стоит тратить время и энергию на достижение цели, которая на самом деле не так уж важна для вас.

Памятка Поведенческие признаки жестокого обращения с несовершеннолетними
Младенцы и дети раннего возраста:
изолированные, замкнутые, не ожидают участия, пристальная наблюдательность, боязнь идти на контакт, прилипчивое поведение, кажущиеся признаки аутизма, в депрессии, неэмоциональные
Дошкольники:
       робкие, перепуганные, стараются угодить, реверсирование роли, физические признаки стресса, агрессивны с другими детьми
Школьники:
      “маленькие помощники”, сложность соотношения, хроническая
        паника, страх (его отсутствие) перед родителями, излишние
        элементы одежды
Подростки:
        враньё или воровство, драки, агрессивное поведение,              злоупотребление алкоголем или наркотическими веществами, прогулы школы/самовольное отлучение, плохие межличностные отношения, социальная замкнутость


Дети, чьими потребностями пренебрегали

Заброшены
Плохо питаются  и обезвожены
Не наблюдаются у педиатра
Опасное физическое окружение
Оставлены без присмотра 
Нехватка физического ухода/гигиены
Плохо одеты
Пренебрегают образованием      
Эмоциональный вакуум

Поведенческие и эмоциональные признаки у ребёнка, чьими потребностями пренебрегают

Отстаёт в развитии во всех областях
Невосприимчивый, тихийапатичный, медленный
Не заинтересован в межличностных отношениях
Кажется голодным, уставшим и сонным в школе, крадёт еду
Неконтролируемый
Плохо учится              

Памятка


Жестокое обращение в эмоциональном плане

Отвержение
Присутствие при домашнем насилии
или плохом обращении с братом или сестрой  
Вселение паники/терроризирование                              
Эксплуатация или растление
Отказ в эмоциональной близости
Изолирование
Ограничение свободы передвижения
Отказ в удовлетворении потребностей
Оценка жестокого обращения в эмоциональном плане
1) Счастлив ли ребёнок, продуктивен ли, хорошо ли чувствует себя по признанным в данной культуре нормам?
2) Являются ли поведение и действия ребёнка анормальными? Есть ли задержки в развитии или признаки депрессии?
3) Длительная и хроническая модель родительского поведения?
4) Ставятся ли ребёнку какие-либо препятствия, которые мешают ему функционировать в соответствующей его возрасту манере
                Причины предоставления неверной информации
Некоторые родители не считают, что с ними жестоко обращались когда они были детьми.
Они с ранних лет знают, что критика или жалобы на поведение родителей приводят к еще худшему обращению
Некоторые могут отрицать факт жестокого обращения и вместо этого поддерживать иллюзию того, что родители на самом деле очень хорошо к ним относились, чтобы сохранить позитивное мнение о себе, своих родителях и своём детств.

Эмоциональная рана может быть настолько глубокой, что родители могут даже не помнить жестокого обращения.
Взрослый, чьими потребностями пренебрегали в детстве может не знать, с чем сравнить свой опыт.
Совсем немногие могут признатьсяда, моими потребностями пренебрегали

ПАМЯТКА
По мнению родителей, «хороший» социальный работник...
                         
                         
Умение слушать родителей и понимать их точку зрения - исследование показывает,           что этот фактор, кардинальным образом влияющий на успех процесса.
§ Способность поддержать позитивный настрой по отношению к родителю, умение не оценивать его заранее.
§ Способность поверить в то, что родитель может измениться, невзирая на все проблемы, имевшиеся в прошлом.
§ Способность оказывать конкретные услуги (например, помочь обеспечить едой, одеждой, пристанищем, необходимой мебелью).
§ Умение общаться с родителями честно и прямодушно. Способность доводить начатое дело до конца.
§ Способность оставить семье столько самостоятельности в действиях, сколько возможно.
§ Умение активно исследовать сильные стороны родителей, чтобы основывать на этих сильных сторонах свои варианты решения тех проблем, которые привели к насилию или пренебрежению нуждами ребенка.
§ Умение поощрять и хвалить родителей за их успехи и за продемонстрированные сильные стороны.

Как социальный педагог своими действиями может  повысить сопротивление родителей:
* Социальный педагог может проявить культурную нечувствительность. Педагоги могут быть слишком фамильярными с родителями, могут пренебрегать распределением ролей в семье в зависимости от пола или возраста и т.п.
*
Социальный педагог может использовать специальные термины, которых родитель не понимает. Это может показаться проявлением высокомерия, или пренебрежением к потребности родителей понимать, что говорит социальный педагог.
*
Социальный педагог может неправильно понимать точку зрения родителя на его проблемы или на потенциальные решения этих проблем. Это повышает отчуждение и увеличивает у родителей ощущение, что педагог что-то делает с ними, а не вместе с ними.
Социальный педагог может демонстрировать карающее, властное или угрожающее отношение к родителям.
Социальный педагог может чересчур акцентировать проблемы семьи, пренебрегая ее сильными сторонами.
*
Социальный педагог может выражать грубое, осуждающее отношение к родителям. Осуждающее отношение часто повышает сопротивление, и понижает возможность найти взаимопонимание. Родитель может захотеть просто отвергнуть социального педагога, а, отвергая его, он лишается доступа к услугам, которые ему необходимы для улучшения своей семейной жизни.
*
Социальный педагог может использовать запугивание, а не защищающую власть. Чрезмерное использование своей власти, когда это не нужно, чтобы достичь желаемого или получить необходимый ответ, или побудить к действиям часто становится спасительным кругом для педагога.
Как социальный педагог может уменьшить сопротивление:
•   помогать родителю заполнять анкеты, когда это необходимо;
•  
уведомлять родителей по телефону о том, когда его можно застать, чтобы встретиться у них дома или в школе;
•  
необходимо проводить совместные встречи с семьей, когда происходит смена сотрудника, работающего с этой семьей;
в общении с семьей нужно использовать ясный простой язык, а не специальную лексику социального педагога;
социальный педагог должен установить для себя, что он намерен быть честным и откровенным с семьей;
педагог должен предоставить семье информацию о службе, указать, какие услуги может оказать и какие шаги будут сделаны. Социальный педагог должен стараться уменьшить двусмысленность роли службы, что может помочь и уменьшить тревогу родителей;
социальный педагог не должен употреблять язык осуждения;
социальный педагог должен вовлечь семью в обсуждение того, как она воспринимает свои проблемы и свои сильные стороны;
социальному педагогу следует позволять родителям принимать собственные решения, когда это возможно, и выполнять эти решения.
социальный педагог должен проявлять свое уважение очень явственно: обращаться к родителям по имени, отчеству.
педагог должен выражать сочувствие к ситуации, которая сложилась у родителей. «Да, я понимаю, как вы хотите, чтобы больше этого не повторялось». «Я знаю, что когда у людей депрессия, им очень сложно справляться со своими ежедневными обязанностями». Сказанное не означает согласия, однако, оно выражает уважение и понимание, два элемента, необходимые для того, чтобы справиться с сопротивлением семьи;
•  
центрируйте то, что говорит родитель, перефразируя это в более позитивном виде. Например, когда родитель говорит: «Таких вещей в нашей семье раньше не случалось», социальный педагог может сказать: «Поэтому мы и должны хорошо поработать сообща, чтобы такого больше не случалось и в будущем».

Профилактика девиантного поведения у подростков

1.Позитивный настрой

      
Любое взаимодействие следует начинать с себя, особенно если оно связано со стремлением изменить другого человека.
Что это значит? Случившееся уже не изменить, можно только предотвратить возможные нарушения поведения в будущем. Очень важен собственный настрой. Задайте себе вопрос "Что я чувствую?" Если вами владеет гнев, растерянность, злость или другие негативные чувства, то следует успокоиться, прежде всего, привести себя в равновесие. Для этого можно сделать несколько глубоких вдохов и выдохов, переключить внимание, сосредоточиться на образах покоя и равновесия или сделать еще что - то, позволяющее растопить негативные чувства.
       
Спросите себя "Чего я хочу достичь?" - наказать, выразить свое отношение или создать условия для изменения поведения ребенка. Нужно оценить реалистичность и реализуемость выдвигаемой цели, а также ее понятность, доступность, привлекательность для ребенка. Следует ответить для себя "Каково мое отношение к ребенку?" Если в этом отношении превалирует негатив, то вряд ли удастся достичь взаимопонимания. Важно оценить отношение к ребенку, а не к совершенному им поступку. Постарайтесь найти позитивные стороны в поведении ребенка.

2.
Доверительное взаимодействие
       Необходимо потратить немного времени и сил на установление доверительного контакта с ребенком. Уровень открытости ребенка прямо связан с ощущением собственной безопасности. Ребенок будет молчать, огрызаться или демонстрировать другие формы защитного поведения, пока не почувствует, что вы именно тот взрослый, который не нарушает его безопасности. Доверие к миру, ситуации, другому человеку - это базовая потребность ребенка. Поэтому достижение доверия - первоочередная задача. ЕЕ решение обеспечивается признанием безусловной ценности и уникальности другого человека, демонстрацией принять его, заботой о реализации его потребностей.

3.
Выявление причин
         Нужно найти причины отклоняющего поведения. Конкретное поведение - это следствие чего - то. Может оказаться, что причина поведения весьма значима, поэтому, устраняя только следствия, результата можно не получить.

4
типичные причины нарушения поведения:

-  
стремление привлечь к себе внимание (независимо от способностей);
-  
действия, производящие неблагоприятное впечатление продиктованы стремлением найти ценности, служению которым они могли бы посвятить себя;
обесценивание чувства любви, добра;
-  
стремление отомстить родителям или другим взрослым за пережитые обиды, боль и унижение.

Последовательность во взаимодействиях
      
Вряд ли удастся достичь желаемого результата, если взрослый будет менять свою позицию или слова и заявления не будут соответствовать Вашим действиям. Например, советуют ребенку не терять самообладания в трудных ситуациях, говорят, что дракой и ссорой ничего не доказать, а сами кричат на ребенка и наказывают его. В результате дети начинают презирать взрослых, развивается негативизм.

5.
Позитивность взаимодействия
           Постановка позитивной цели, учитывающей интересы, права и возможности ребенка.
     
Формулировка цели будет позитивной в том случае, когда она содержит указание на позитивный результат ("вести здоровый образ жизни" вместо "бросить курить", "добиться положительной успеваемости" вместо "не получать двойки", "приходить в школу вовремя" вместо "перестать опаздывать"). Важно, чтобы была опора на положительные качества и ресурсы, восстановление позитивного самоощущения. Это значит искренне поощрять привлекательность поступков, чувств, мыслей и намерений ребенка.

6.
Поощрение положительных изменений
         Традиционно в нашей культуре принято вознаграждение за "высокие успехи" с точки зрения общего, а не индивидуального эталона. Поощрение минимальных изменений предполагает умение выделить и оценить самые малые достижения. Путь к вершине складывается из малых шагов. Вряд ли ребенок может быстро стать кардинально другим. Чтобы не сбиться с пути, важно помнить о правиле позитивности.

7. Разумный компромисс
          Добиваясь изменений в поведении, стремитесь к разумному компромиссу, не загоняйте подростка из лучших побуждений в угол, оставляйте ему лазейку для сохранения самого себя.
Следование данному правилу, с одной стороны, предполагает понимание того, что абсолютный идеал не достижим, а с другой, что любые изменения должны создавать, а не разрушать ребенка. В одном из источников приводится такой пример, во время одной из лагерных смен для "трудных подростков" выявился "ночной житель" - подросток, который долго не засыпал и не давал заснуть всему отряду и лагерю. Вмешательство воспитателя только раззадорило его, он демонстрировал удивительную изобретательность. Конфликт был снят необычным способом: подростка назначили в группу ночной охраны лагеря.

8. Индивидуальный подход
          Любая помощь будет эффективна настолько, насколько она учитывает уникальность и неповторимость ребенка.

9.
Системность
       При оказании помощи детям и подростку с девиантным поведением нужно создавать позитивную воспитывающую среду. Важно выявить значимых для подростка лиц: одноклассников, авторитетных взрослых, друзей. Важно выяснить и по возможности изменить социальную ситуацию ребенка в школе, семье и во время досуга.

10.
Гибкость
           Важно использовать различные формы, способы, стратегию работы в зависимости от конкретного случая.
 
НЕУДОВЛЕТВОРЕНИЕ ОСНОВНЫХ ЖИЗНЕННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ РЕБЕНКА КАК ВИД НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ
Этот вид насилия подразумевает нежелание или неспособность родителей удовлетворять нужды ребенка, связанные с развитием его физических, эмоциональных и интеллектуальных способностей. Такое происходит не только в тех случаях, когда семья испытывает материальные трудности. Иногда родители ведут себя подобным образом, пользуясь зависимым положением ребенка и, соответственно, злоупотребляя своими правами.
Формы неудовлетворения основных жизненных потребностей ребенка:
Дети, которых родители выгнали из дома.
•  
Дети, которые страдают от истощения и обезвоживаният.е. детей не кормят вообще или кормят недостаточно.
Дети, которые не получают необходимую медицинскую помощь.
Дети, которые живут в опасной физической среде. Если в доме грязно, это само по себе еще не создает угрозу жизни и здоровью ребенка, однако ребенку может быть нанесен серьезный вред, если он проживает в условиях антисанитарии или риска получения физических травм. Грязь (открытые мусорные баки, гниющие остатки пищи, экскременты животных и людей) и другие признаки антисанитарии могут стать прямой причиной возникновения у ребенка серьезных заболеваний. Опасные физические условия в доме и его окрестностях подвергают ребенка риску получения серьезных травм.
Дети, которых оставляют без присмотра: дети, которые слишком малы, чтобы самостоятельно удовлетворять свои потребности.
Дети, в отношении которых родители не обеспечивают физический уход и соблюдение правил гигиеныЗдесь следует отметить, что грязный ребенок необязательно подвержен риску. Тем не менее, постоянное отсутствие физического ухода может повысить риск заболевания.
•   
Дети, которые носят одежду, не соответствующую погодным условиямРебенок, который недостаточно одет в плохую погоду, рискует заболеть от переохлаждения.
•  
Неспособность или нежелание родителей отправить детей в школу и обеспечить получение ими базового образования либо рекомендованного специализированного образования квалифицируется как неудовлетворение потребностей детей в области образования.
       Уже доказано, что под воздействием каких-либо травматических переживаний, например, из-за того, что дети боятся шага ступить без ожидания унижений, оскорблений, наказаний и воспринимают ближнего как врага, как основной источник опасностив них развивается пессимизм, безнадежность. Они часто сохраняют эту оценку на всю жизнь, не верят в себя, становятся нерешительными. Поэтому такие дети будут неутомимо пытаться завоевать авторитет, пытаться не быть ничем, а стать всем.
       
Любой детский психолог скажет, что дети испытывают особенную жажду власти и авторитета, жажду повышенного чувства собственного достоинства. Дети хотят действовать, хотят иметь большое значение. В одном случае ребенок живет в согласии с родителями, в другомон находится в атмосфере враждебности и развивается в противоречии требованиям общественной жизни. Он думает: “Я здесь ничто, я ничего не значу, меня не замечают”. И тогда на первый план выходит чувство неполноценности, недостаточности, унижения.
Когда дело доходит до того, что дети в угнетающем чувстве своей ничтожности уходят в оборону, тогда может проявиться такое явления, которое называется беспризорность.
Семья. Пренебрежительное отношение к ребенку очень часто встречается в семьях с так называемой гипопротекцией. Это стиль воспитания, при котором ребенок находится на периферии внимания родителей и попадает в поле их зрения только тогда, когда случиться что-то серьезное (болезнь, травма и т.п.). Родители не проявляют к ребенку никакого интереса и могут полностью игнорировать как его естественные (сон, еда), так и психологические (любовь, нежность, забота) потребности.
Родители, исповедывающие такой стиль воспитания, рассматривают ребенка как обузу, мешающую заниматься собственными делами. Поэтому ребенок в такой семье оказывается не только в эмоциональной изоляции, но и очень часто подвергается наказаниям, когда пытается все же тем или иным способом удовлетворить свои потребности.
В результате соответствующего воспитания и постоянных наказаний от любви к родным не остается ничего, кроме видимости или привычки. Но часто нет даже этого и дети действуют против семьи. В жизни они играют роль людей, которым недостает чувства солидарности, у которых не сложились отношения с людьми, и они видят в ближних что-то враждебное. Они все время начеку, чтобы кто-нибудь другой их не обманул. Очень часто от таких детей можно слышать, что они готовырастерзатьсвоих родителей. Недоверие прокрадывается во все отношения. Из-за него все время увеличиваются трудности совместной жизни. У них также очень часто наблюдаются деструктивные наклонности. Трусливое коварство растет в них само по себе из-за их недостаточного доверия к самим себе и к окружающим.
Итак, невозможность удовлетворения своих потребностей в семье приводит детей к тому, что они ищут себя в побочной деятельности, а не главной области отношений.

ПАМЯТКА
ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ И АДМИНИСТРАЦИИ ШКОЛ
Аутсайдер (жертва буллинга):
*
его школьные принадлежности (учебники, тетради, личные вещи) часто бывают разбросаны по классу, или спрятаны;
*
на уроках ведёт себя скрытно, боязливо, когда отвечает, в классе начинают распространяться шум, помехи, комментарии;
*
во время перемены, в столовой, держится в стороне от других школьников, скрывается, убегает от сверстников и старших школьников, старается находиться недалеко от учителей, взрослых;
*
его оскорбляют, дразнят, дают обидные прозвища, на агрессивные действия со стороны  других детей он реагирует глупой улыбкой, старается отшутиться, убежать, плачет; как правило, потенциальными жертвами агрессии являются физически слабые, неспортивные юноши, девочки, которые одеваются беднее своих сверстниц;
*
хорошо ладит с учителями и плохо со сверстниками;
*
опаздывает к началу занятий или поздно покидает школу;
*
во время групповых игр, занятий, его игнорируют или выбирают последним.

Агрессор (булли):
*
на уроке постоянно привлекает к себе внимание, вступает в пререкания при получении отрицательной отметки, вспыльчив и груб;
*
манипулирует кругом друзей и знакомых, многие дети его боятся или заискивают перед ним;
*
может лгать или жульничать, чтобы избежать ответственности за свои действия;
*
на его поведение поступают жалобы как от детей, так и взрослых;
*
не может обуздать свой нрав, так, как это умеют делать его ровесники;
*
прогуливает школу, часто бывает в компании сверстников из других школ, районов;
*
входит в состав небольшой группы, терроризирующей класс или школу;
*
спекулирует на непонимании, враждебном социуме, избегает общественно полезной деятельности, поскольку это может быть истолковано как признак слабости.
Программа действий:
Аутсайдер (жертва буллинга): приносит себя в жертву, подавляет свои желания, чувства и эмоции, страдает, испытывает тревогу; позволяет другим делать выбор за себя; избегает конфликтов, не достигает своих целей.
Агрессор (булли): добивается своих целей за счет других детей; предпочитает демонстративно выражать свои эмоции и причинять вред другим, делает выбор за других или оскорбляет, если его мнение игнорируют. Уверенный в себе ребенок: утверждает собственную позицию; действует в своих интересах; адекватно выражает свои чувства; уважает права других людей, своих целей обычно достигает, сохраняет уважение к себе и другим.
Отношение к окружающим : Аутсайдер (жертва буллинга)- чувствует симпатию, вину или презрение по отношению к соперникам, достигает своих целей за счёт усидчивости и интеграции вне школы. Агрессор (булли) - чувствует себя победителем, чаще нападает, чем защищается, как и аутсайдер, может оказаться в изоляции от сверстников. Уверенный в себе ребёнок: ощущает уважение к своим нуждам и способен открыто выражать свои мысли и чувства; имеет возможность достигать цели; стойко переносит конфликтные ситуации.

Советы
взрослым по обеспечению безопасности детей в киберпространстве:
 Помните, что запрет на пользование компьютером не даст желаемых результатов.
· Будьте другом своему ребенку, интересуйтесь его увлечениями и обсуждайте возникающие проблемы.
· Расспросите ребенка о его «виртуальных друзьях», поинтересуйтесь, для чего он использует Интернет.
· Объясните ребенку, что не следует высылать виртуальным знакомым свои фотографии и личную информацию.
· Попросите ребенка рассказывать Вам о любых неприятных ситуациях, связанных с общением в Интернете. Убедите его в том, что Вы не будете сердиться, чтобы не случилось.
· Установите компьютер в месте, доступном для всех членов семьи.
· Составьте правила безопасного поведения в Интернете, напишите их на бумаге и прикрепите возле компьютера.
Помните, что вред, причиняемый детям и подросткам в виртуальной среде или посредством ее, представляет собой акты реального насилия и имеет последствия в реальном мире.
Буллинг
(от англ.)запугивание, унижение, оскорбление, физический или психологический террор.
Кибербуллингбуллинг, осуществляемый в виртуальной среде с помощью интернета и мобильного телефона.
1. Объясните детям, что при общении в Интернете они должны быть дружелюбными с другими пользователями. Ни в коем случае не стоит писать резкие и оскорбительные слова: читать грубости также неприятно, как и слышать.
2. Научите детей правильно реагировать на обидные слова или действия других пользователей. Не нужно общаться с агрессором и тем более пытаться ответить ему тем же. Возможно, стоит вообще покинуть данный ресурс и удалить оттуда свою личную информацию, если не получается решить проблему мирным путём. Лучший способ испортить хулигану его выходкуигнорировать его.
3. Обратите внимание на психологические особенности подростка. Признаки того, что ребёнок подвергается кибербуллингу, различны, но есть несколько общих моментов:
- у подростка наблюдаются перемены в настроении, поведении, сне и аппетите, симптомы эмоционального дистресса на протяжении и после использования интернета;
- несовершеннолетний прекращает общение с друзьями, избегает школы или школьных компаний, имеет нестабильные оценки и отыгрывает злость в домашней обстановке;
- у ребёнка нет ни одного близкого друга, успешнее он общается со взрослыми, нежели со сверстниками;
- склонен к депрессии.
4. Если у вас есть информация, что кто-то из друзей или знакомых подростка подвергается буллингу или кибербуллингу, то сообщите об этом администрации школы или психологу.
5. Объясните детям, что личная информация, которую они выкладывают в Интернете (домашний адрес, номер мобильного или домашнего телефона, адрес электронной почты, личные фотографии), может быть использована агрессорами против них.
6. Помогите ребёнку найти выход из ситуации: практически на всех форумах и сайтах есть возможность заблокировать обидчика, написать жалобу модератору или администрации сайта, потребовать удаление странички. Большинство социальных сетей и сервисов электронной почты имеют в настройках опцию «заблокировать пользователя» или «занести в чёрный список».
7. Поддерживайте доверительные отношения с подростком, чтобы вовремя заметить, если в его адрес начнут поступать угрозы или агрессия. Наблюдайте за его настроением во время и после общения с кем-либо в Интернете.
8. Убедитесь, что оскорбления (буллинг) из сети не перешли в реальную жизнь. Если поступающие угрозы являются достаточно серьёзными, касаются жизни или здоровья ребёнка, а также членов его семьи, то несовершеннолетний имеет право на защиту со стороны правоохранительных органов, а действия обидчиков могут попадать под статьи действия уголовного и административного кодексов о правонарушениях.

Как помочь молодому пользователю,
если он уже столкнулся с какой-либо интернет-угрозой.
1.
Установите положительный эмоциональный контакт с подростком, постарайтесь расположить его к разговору о том, что произошло. Расскажите о своей обеспокоенности тем, что с ним происходит. Ребёнок должен вам доверять и понимать, что вы хотите разобраться в ситуации и помочь ему, но ни в коем случае не наказать.
2. Если подросток расстроен чем-то увиденным (например, кто-то взломал его профиль в социальной сети) или он попал в неприятную ситуацию (потратил деньги в результате интернет-мошенничества и пр.), постарайтесь его успокоить и вместе разберитесь в ситуации. Выясните, что привело к данному результатудействия самого ребёнка, недостаточность контроля со стороны родителей или незнание несовершеннолетним правил безопасного поведения в Интернете.
3. Если ситуация связана с насилием в Интернете в отношении ребёнка, то необходимо узнать информацию об обидчике, историю взаимоотношений с ним, выяснить, существует ли договорённость о встрече в реальной жизни и случались ли подобные встречи раньше, получить сведения о том, что известно обидчику о ребёнке (имя, фамилия, адрес, телефон, номер школы и т. д.). Объясните и обсудите, какой опасности может подвергнуться несовершеннолетний при встрече с незнакомцами, особенно без свидетелей.
4. Соберите наиболее полную информацию о происшествии как со слов подростка, так и с помощью технических средств. Зайдите на страницы сайта, где был молодой человек, посмотрите список его друзей, прочтите сообщения. При необходимости скопируйте и сохраните эту информациюв дальнейшем она может вам пригодиться при обращении в правоохранительные органы.
Общаясь в сети, дети могут знакомиться, общаться и добавлять в «друзья» совершенно неизвестных им в реальной жизни людей. В таких ситуациях есть опасность разглашения ребёнком личной информации о себе и своей семье. Также юный пользователь рискует подвергнуться оскорблениям, запугиванию и домогательствам. Особенно опасным может стать установление дружеских отношений с ребёнком с целью личной встречи (груминг), вступления с ним в сексуальные отношения, шантажа и эксплуатации. Такие знакомства чаще всего происходят в чате, на форуме или в социальной сети. Общаясь личнов привате»), злоумышленник, чаще всего представляясь сверстником, входит в доверие к несовершеннолетнему, а затем пытается узнать личную информацию (адрес, телефон и др.) и договориться о встрече. Иногда такие люди выманивают у детей сведения, которыми потом могут шантажировать ребёнка, например, просят прислать личные фотографии или провоцируют на непристойные действия перед вебкамерой.

Рекомендации по предупреждению встречи подростков с незнакомцами
1.
Поддерживайте доверительные отношения, чтобы всегда быть в курсе, с кем подросток общается в сети. Обратите внимание, кого ребёнок добавляет к себе «в друзья», с кем предпочитает общаться в сетис ровесниками или с людьми старше себя.
2. Объясните, что нельзя разглашать в Интернете информацию личного характера (номер телефона, домашний адрес, номер школы и т.д.), а также пересылать виртуальным знакомым свои фотографии и видео.
3. Нельзя ставить на аватарку или размещать в сети фотографии, по которым можно судить о материальном благосостоянии семьи, а также фотографии других людей без их разрешения.
4. Объясните, что при общении на ресурсах, требующих регистрации (в чатах, на форумах, через сервисы мгновенного обмена сообщениями, в онлайн-играх), лучше не использовать реальное имя. Помогите несовершеннолетнему выбрать ник, не содержащий никакой личной информации.
5. Объясните подростку опасность встречи с незнакомыми людьми из Интернета. В сети человек может представиться кем угодно, поэтому на реальную встречу с интернет-другом надо обязательно ходить в сопровождении взрослых или подруги/друга.
6. Детский познавательный интерес к теме сексуальных отношений между мужчиной и женщиной может активно эксплуатироваться злоумышленниками в Интернете. Постарайтесь поговорить с ребёнком на эту тему. Объясните ему, что нормальные отношения между людьми связаны с доверием, ответственностью и заботой, но в Интернете тема любви часто представляется в неправильной, вульгарной форме. Важно, чтобы подросток был вовлечён в любимое дело, увлекался занятиями, соответствующими его возрасту.
Мы рады, что Вы зашли на наш сайт! Здесь Вы  найдёте информацию для педагогов, родителей, детей. Мы расскажем Вам о жизни учреждения, поделимся методическими разработками. Мы рады сотрудничеству в интересах детей!